logo.png

საქართველოს რეფორმების ასოციაცია

მრავალპროფილური ანალიტიკური ცენტრი საქართველოში

На грани коллапса: как планирует выживать Абхазия?

Screenshot_at_2020-07-01_18-12-20.png
01 ივლისი, 2020
 0

Всемирная пандемия коронавирусной инфекции, безусловно, изменила привычный уклад жизни многих государств. Абхазия не стала исключением. Вот только проблемы, вызванные COVID 19, на устранение которых другим странам пришлось бы приложить минимум усилий, для этой республики обернулись самой настоящей катастрофой. И речь, к счастью, не о сфере медицины. Она как раз-таки сумела достойно справиться с небольшим очагом заболевания, вовремя и профессионально локализовав распространение инфекции.

Как и многие страны мира, Абхазия еще до появления первых заболевших ввела режим чрезвычайного положения и карантинные меры. Закрылись обе границы, все магазины и места развлечений. Также остановился весь общественный транспорт. Население призвали, а впоследствии и вынудили (порой не слишком удачно) уйти на самоизоляцию. Государство пыталось всеми доступными средствами обезопасить жителей.

С конца марта текущего года пропуск граждан в Абхазию строго регламентирован. И если в весенние месяцы на эти ограничения местное население реагировало не очень остро, то к началу лета все чаще стали возникать претензии к руководству страны - закрыв доступ, государство лишило возможности зарабатывать на курортном сезоне. Тут необходимо отметить, что двумя основными направлениями жизнедеятельности государства являются сельское хозяйство и туризм. И если первое направление в последние годы отошло на второй план, то в сфере туризма, по разным данным, ежегодно задействовано от 59% до 73% населения. Вот и получается, что треть жителей Абхазии осталась без работы и средств существования.

Как известно, беда не приходит одна. Проблема безденежья, отсутствие работы была лишь началом. Следом за работниками сферы туризма о невыносимо плохом положении дел заговорили банкиры, финансисты и предприниматели.

На одной из пресс-конференций глава минфина Абхазии Владимир Делба заявил о новом порядке выплаты пенсий, так как «выпадение из бюджета уже составило около 109 миллионов рублей». Говоря простым языком, населению предстоит столкнуться с задержкой зарплат, пенсий и социальных пособий.

Ну а далее все пошло по накатанной. И к сегодняшнему дню Абхазия стоит на пороге экономического коллапса, о котором уже открыто стали говорить эксперты самого разного уровня.

Глава Нацбанка Беслан Барателия на днях заявил: «Абхазские банки пытаются выжить». И такое положение в условиях ограничений и закрытых границ лишь еще больше усугубляет положение предпринимателей, которые затянув поясок, стиснув зубы, уже довольно длительное время пытаются влачить жалкое существование. И все их призывы о помощи государство по-прежнему игнорирует, не желая даже на время пандемии освободить от выплат грабительских процентов по кредитам и ввозного НДС.

Существование серьезных проблем банковской сферы - мощного локомотива рыночных преобразований в стране, подтвердила экс-замминистра экономики Абхазии, экономист Анна Адлейба: «Банковская система - это бизнес, напрямую зависящий от условий, которые должно создавать государство, формируя те или иные институты на том или ином этапе экономического развития. Из-за того, что Национальный банк Абхазии не является эмитентом, т.е. не выпускает ценные бумаги, денежные знаки и другие активы, он не может привлекать средства для собственного развития. И это одна из главнейших проблем, которая не позволяет банковской системе Абхазии крепнуть и процветать. А это, в свою очередь, не дает ей возможности развивать предпринимательский сектор, да и экономику Абхазии в целом».

Страна, которая все последние месяцы ждала открытия курортного сезона как спасательного круга, совсем пала духом. Без финансов – значит без еды, питья, а для многих и без жилья. Предприниматели, обороты продаж у которых снизились до критических 7,4%, сетуют на то, что далее заниматься бизнесом в Абхазии становиться невозможным. Закрыть собственное дело и сесть по домам они не могут – ответственность перед сотнями сотрудников, взятые под развитие, расширение бизнеса кредиты, как Дамоклов меч висят не только над ними, но и над их поручителями и жильем. И если ранее была хоть какая-то надежда попасть со своей продукцией на рынок стратегического партнера России, то теперь об этих мечтах приходится забыть. Пока государство ищет выход из этой критической ситуации, предприниматели, собственно как и вся банковская сфера, а вместе с ними и население Абхазии пытаются выжить. Вернее дожить.

«Как вернуть кредиты, которые государство дало под 36% и 48% годовых? Что с нами произойдет? Ситуация ужасная, но небезвыходная», - уверен предприниматель Давид Пилия. По мнению представителей бизнеса, можно рассмотреть вариант открытия границы с Грузией, через которую абхазские товары могут попасть не только на грузинские, но и на заграничные рынки.

Предприниматели убеждены, что Абхазия находится лишь в начале кризиса и что будет дальше, в конце текущего года и начале следующего, не сможет предсказать никто.

«Так как открытие границы с Россией и так не очень много возможностей для развития бизнеса нам давало, я считаю, что мы имеем уникальную возможность наладить торговые отношения с Грузией. Пусть пока и не на официальном уровне», - считает предприниматель П.К. Он ведет речь не о долгосрочной перспективе, а о «попытке понять возможности выхода на этот рынок, понять спрос и предложение, да и вообще саму возможность этих отношений».

Подобные мнения уже не впервой звучат в абхазском обществе. Все чаще о таком взаимодействии говорят именно в период кризиса, в разного рода сложных ситуациях. А сейчас, в период пандемии, которая нанесла разрушительный ущерб всей абхазской экономике, это сотрудничество возможно, станет не просто подспорьем, но и хорошей основой для восстановления. А еще это может стать альтернативой с каждым годом уменьшающейся российской финансовой помощи, которая в один прекрасный день может совсем иссякнуть.

Как утверждают эксперты, такая ситуация зрела давно. Времена, когда законы спускались из Москвы и Абхазия не имела права изменить в них запятую, уже прошли. «Законы должны писать профильные ведомства, разрабатывать и принимать их должны депутаты Парламента. А мы сидим и через 25 лет говорим, что оказывается, того нет, другого нет...», - говорит предприниматель Лили Дбар.

Отсутствие законодательной базы, уменьшение потока финансов, постоянное нахождение на российской «финансовой игле» сделало свое черное дело. Тяжелые времена для экономики Абхазии, которую из года в год скрупулёзно разваливали, - не создавая никаких крупных производств, рабочих мест, не улучшая банковскую сферу, не поддерживая местного производителя – настали. И пока государством не будут четко определены национальные приоритеты, по прогнозам специалистов, ситуация вряд ли изменится.

Между тем еще в начале апреля 2018 года грузинские власти представили пакет мирных инициатив для Абхазии и Южной Осетии под названием «Шаг к лучшему будущему» (подробно с этой инициативой можно ознакомиться на правительственном сайте Грузии). Речь идет, в частности, о расширении и упрощении торговли вдоль границ путем создания новых возможностей. В рамках этого предусматривается пересечение разделительных линий, поддержка и поощрение индивидуальных и совместных бизнес-инициатив, экспорт абхазской и югоосетинской продукции на рынок ЕС. Тбилиси даже внес соответствующие поправки в 8 законов, в том числе - закон «Об оккупированных территориях».

“Этот шаг ставит целью восстановление доверия и активизацию процесса примирения”, - заявил представляя пакет инициатив в ту пору премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили.

Позднее, в июле того же года пакет мирных инициатив был полностью поддержан ЕС и президент Европейского совета Дональд Туск пообещал всесторонюю помощь в его реализации.

«ЕС будет и впредь оказывать поддержку Грузии, укреплять ее устойчивость и способность к мирному урегулированию конфликтов. В этом контексте я приветствую инициативу "Шаг к лучшему будущему", которая направлена ​​на лучшее будущее и предоставляет людям, проживающим в Абхазии и Южной Осетии, новые возможности в сфере торговли и образования. Мы хотим поддержать Грузию в реализации этой программы», - заявил Дональд Туск.

“Мы верны мирной политике. Правительство Грузии прилагает конкретные усилия в вопросе примирения и восстановления доверия, которое изложено в нашей новой мирной инициативе «Шаг к лучшему будущему», - заявил, в свою очередь, на совместной с Туском пресс-конференции уже новый премьер-министр Мамука Бахтадзе.

Однако Сухум тогда отказался. А кремлевские издания с удовольствием писали, что «в Абхазии высмеяли грузинскую программу «Шаг к лучшему будущему».

Теперь то самое будущее для Абхазии настало, но лучшее ли?

Мира Амичба

________________________________________________________________________________________________

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенной республике Абхазия

Мнения, высказанные в публикации, передают взгляды автора и не обязательно отражают позицию редакции