logo.png

საქართველოს რეფორმების ასოციაცია

მრავალპროფილური ანალიტიკური ცენტრი საქართველოში

Развиваться вне России. Молодежь Абхазии мечтает жить по-другому

Screenshot_at_2020-07-21_16-54-18.png
22 ივლისი, 2020
 0

Поколение, которое ни к чему не стремится. Люди, которые не знают, чего хотят. Довольно часто именно так рассуждают о молодежи. И это суждение не всегда справедливо. Но в Абхазии действительно растет поколение без стремлений, к чему бы то ни было. В большинстве своем представители нового поколения, закончившие школу, совершенно равнодушны к ценностям, все еще столь важным в абхазском обществе. Молодые люди больше ценят свой личный комфорт. При этом они совершенно не стремятся делать карьеру, достигать каких бы то ни было высот. Их все устраивает. Ну, или почти все.

Но одни ли они в этом виноваты? Уже на протяжении почти 30 лет в Абхазии крайне редко вспоминают о подрастающем поколении. Чаще всего «неожиданным вниманием» и обещаниями «всяких благ» их одаривают накануне выборов. Оно и понятно. Все остальное время – забвение.

Хотя нет. Много лет назад государство вдруг озаботилось несчастным положением молодых людей и «одарило» их возможностью повидать мир. Этакая форма учебы по обмену. Но в эту программу попали лишь избранные. Для большинства жителей Абхазии в возрасте от 16 до 25 лет проект так и остался недосягаемым.

По мнению психологов, за прошедшие после войны годы выросло поколение так называемых «цивилизованных отшельников» - людей, которые ничего не хотят и ни во что не верят. И, тем не менее, специалисты утверждают, что «из-за большого количества различных взглядов на одно и то же событие у подрастающего поколения появилась потребность самим разобраться, что есть правда, а что нет».

«Современная абхазская молодежь существенно отличается в своих предпочтениях и интересах от той, которая была 10-20 лет тому назад. Это новое поколение выросло в новых экономических, социальных и политических условиях. Политическая ситуация в стране не может не привлекать внимания, поэтому наблюдается активизация политического сознания, что выражается в интенсивном обсуждении общественных проблем», - говорит психолог Анна Т.

Однако, как это ни странно, увлечение молодежи новыми интересами государство довольно серьезно контролирует. Например, все попытки сблизиться с представителями других стран, участвовать в мероприятиях, проходящих например, в Грузии, Турции, Чехии или США, жестко преследуются.

В этом смысле очень показательна история абхазского блогера Дэвида Гобечия и поэта, публициста Дмитрия Габелия. В прошлом году, в самый разгар президентских выборов они пересекли границу по реке Ингур для участия в нескольких молодежных форумах, проходивших на территории Грузии и Турции. Несколько месяцев они колесили между Тбилиси и Стамбулом, общаясь со своими сверстниками, вкушая не привычную российскую действительность, а новые - европейские тенденции. Но по возвращении домой их ждало уголовное преследование, окончившееся хоть и условной, но судимостью. Их подозревали в получении грузинского гражданства.

Следствие не взяло в расчет уже два года действующую на территории Грузии мирную инициативу под названием «Шаг к лучшему будущему». Согласно данному документу, возможность получения образования не предполагает наличие паспорта гражданина Грузии. Создан совершенно нейтральный инструмент – регистрация по личному номеру, предполагающая поступление в ВУЗы и получение полного финансирования по индивидуальному номеру, выдаваемому на основе абхазских документов. Личный номер в Грузии присваивается всем категориям граждан, в том числе иностранным гражданам и лицам без гражданства. Так что, абхазской молодежи, желающей учиться, развиваться и достигать высот вне России, совсем не обязательно становиться грузинскими подданными.

Читайте также: "На пользу ли абхазскому обществу ограничение доступа к качественному образованию?"

В век Интернета и высоких технологий, когда информационный поток колоссален, у подрастающего поколения в Абхазии есть возможность видеть, как живут и развиваются молодые люди в других странах. И так как интерес к России в этом смысле сильно ослабел, стратегический партнер придумал новые формы воздействия на молодые умы. Когда изначально в команду «любящих только Россию» завлечь в большом количестве абхазскую молодежь не получилось, появился на свет проект с величественным названием «Гордость Абхазии». Там еще неокрепшие умы обрабатывали вроде как ненавязчиво, даже можно сказать тонко, чтобы главную цель всего этого действа ребята поняли не сразу (многие не поняли до сих пор). А она очевидна - предложение о присоединении к России должно считаться величайшим благом, «да и вообще ничего плохого в том, что Абхазия войдет в состав России, нет».

День за днем действительный государственный советник России, живущий в Москве абхаз Инал Ардзинба очаровывал абхазскую молодежь, демонстрируя пример того, как «на Руси жить хорошо». Дескать, вот он какой успешный в России, и выучился, и карьеру сделал, и каких высот достиг - и так может каждый, кто будет смотреть только в сторону России.

Декламаторами этих «грандиозных» идей выбирались весьма посредственные люди, о которых в абхазском обществе мало кто до этого знал. И молодежь, у которой собственно и нет другой возможности самореализоваться, поверила и потянулась.

«Нас лишили права на нормальную жизнь и кроме участия в этом проекте у нас ничего не осталось. Ну, посмотрите сами, чего может добиться молодой парень в Абхазии - ничего. Все везде блокируется. А с этим проектом хоть какой-то шанс есть», - считает Аркадий Б.

«А чем еще заниматься. Так есть возможность хоть ездить куда-то. Что у нас есть? Ни в кино сходить, ни развлечений никаких. По набережной Гудауты изо дня в день ходить что ли? Все надоело. Одни и те же люди, лица. Нет никакой перспективы», - говорит Алина Ч. из Гудауты.

У большинства абхазской молодежи мечта о полноценной, нормальной жизни тает на глазах. И если пять-шесть лет назад процент людей, желающих жить и работать в России был очень низким, то теперь похвастаться этим уже не получиться. Все чаще стали слышны разговоры о том, что существовать и дальше на подаяния стратегического партнера и большого друга России – это стыдно и «стать частью большого государства - это не просто выход, подаренный могучей страной, а шанс, удача, которая жителям республики может никогда больше не выпасть».

В Абхазии количество людей, желающих развиваться в новой системе ценностных ориентиров, уменьшается на глазах. Говорить о том, что все потеряно и назад дороги нет, конечно, рановато, так как еще есть молодежь, которой небезразлична судьба своей Родины. Но сама ситуация изолированности от остального мира, обработка в строго очерченном пророссийском направлении, может дать свои плоды. И абхазская молодежь, в большинстве своем не знающая как можно жить иначе, уже в обозримом будущем попадет в капкан, избежать который больше не удастся.

Астанда Бганба

__________________________________________________________________________________

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенной республике Абхазия

__________________________________________________________________________________

Мнения, высказанные в публикации, передают взгляды автора и не обязательно отражают позицию редакции

__________________________________________________________________________________

Материал подготовлен в рамках совместного проекта информационного агентства "Акцент" и непрвительственной организации GRASS, осуществляемого при финансовой поддержке Посольства Чешской Республики в Грузии