logo.png

საქართველოს რეფორმების ასოციაცია

მრავალპროფილური ანალიტიკური ცენტრი საქართველოში

Диалог и торговое сотрудничество с Тбилиси: реальная возможность выхода из тупика, или “губительный” для Абхазии “фейк-проект”?

DDDDA470-54AD-4228-A1D0-5A7BEE672F77_cx0_cy8_cw0_w1023_r1_s.jpg
25 ივლისი, 2020
 0

Различные эпидемии, как и стихии, обрушиваются на человечество всегда неожиданно, а потому встречать их в полной “боеготовности” просто невозможно. Можно лишь постоянно иметь эту опасность в виду и стараться быть в максимально возможной готовности. Однако как наглядно продемонстрировала мировая коронавирусная пандемия, и это получается не всегда и не у всех - даже самых развитых стран, экономики которых едва не обрушились на глазах у всего мира…

Что уж говорить об Абхазии, где экономика, в классическом понимании этого слова, практически не существует: в течение почти 30 лет ни сменяющие друг друга местные правители, ни “стратегический партнер” и “большой друг” Россия для ее развития так ничего и не сделали; абхазский бюджет по большей части пополнялся за счет российских вливаний, которые в последнее время становились все меньше, а в период пандемии – как назло, и вовсе иссякли. “Запасных вариантов” – никаких, ведь об альтернативе российской помощи годами никто не думал, а слово “диверсификация” как будто специально изъяли из оборота. Результат – фактический экономический коллапс… Помочь само себе население тоже не в силах - ”лавочка” частного мелкого туристического бизнеса, за счет которого летом кормились многие местные семьи, с закрытием российской границы тоже прикрылась… Одним словом – кошмар….

Оказаться в такое время и условиях новым правителем Абхазии – врагу не пожелаешь… Однако оппозиция, которая еще пару месяцев назад сама была во власти, а значит несет за нынешнее плачевное положение неменьшую ответственность, решила не упускать момент: вместо того, чтобы отложить политические амбиции в сторону и подключиться к борьбе за вывод Абхазии из кризиса, она активизировалась против правящей команды Аслана Бжания, причем далеко не всегда справедливыми методами. А поскольку новая власть объявила борьбу с коррупцией, которая не в последнюю очередь является причиной нынешнего экономического коллапса, то принцип “лучшая защита – это нападение” оказался для оппозиционного крыла бывшего “президента” Рауля Хаджимба “в самый раз”. И вот, сами ничего конкретного не предлагая, оппозиционные силы пытаются выставлять все начинания команды Бжания заведомо бесполезными, а порой даже “антигосударственными” и “предательскими”.

Уже больше двух недель в Абхазии не утихают жаркие споры по поводу “попыток ревизии суверенитета и независимости Республики”. Опасность эту узрели одновременно с двух направлений: со стороны “стратегического партнера” России и “тандема” Тбилиси-команда Бжания.

В первом случае благодатной почвой для волнений явилась дерзкая инициатива мало известного лидера недавно созданной в России партии “За правду” - г-на Прилепина, “срочно провести референдумы и присоединить к России” Абхазию, Цхинвальский регион/Южную Осетию, другие непризнанные и частично признанные республики постсоветского пространства, а заодно и Беларусь. Свой гнев на этот счет продемонстрировали практически все политические и общественные организации Абхазии, а также пользователи соцсетей. Официальные заявления распространили абхазский “парламент” и “министерство иностранных дел”. Лично Аслан Бжания, видимо, решил предусмотрительно отмолчаться, однако довольно резкие заявления были распространены аффилированными с ним политическими партиями и движениями («Народный фронт Абхазии», «Амцахара” и др.). А вот силы, поддерживающие прежнюю власть (общественная организация ветеранов “Аруаа”, партия «Форум народного единства Абхазии»), осудили инициативу Прилепина в более мягкой форме: “Аруаа” выступила с предложением пригласить этого господина и других российских деятелей, мыслящих подобныи образом, в Абхазию для “мирного и цивилизованного разъяснения им реалий”.

Во втором же случае волнение вызвали заявления Аслана Бжания о возможности диалога и сотрудничества с Тбилиси, в том числе – в русле торговли. В частности, 3 июля “президент” заявил, что “не требует от Тбилиси признания, но договор о неприменении силы создал бы возможности для гуманитарного, экономического и любого другого диалога» и что “как только этот пункт будет реализован, все будет очень и очень хорошо”.

Готовность на определенных условиях начать диалог с Тбилиси Бжания высказывал и до того – в первые же дни “президентства”. Тогда его заявления вызвали в Тбилиси немалый ажиотаж, а в Сухуми – озабоченность и недоумение, из-за чего впоследствии ему несколько раз пришлось пояснять, что именно имелось в виду. И 3 июля Бжания ничего нового, в принципе, не сказал, однако для команды его предшественника диалог и сотрудничество с Тбилиси – это “лакомый” повод обвинить нынешнюю власть во всех смертных грехах – и она им с удовольствием пользуется.

Так, “Аруаа” опубликовала в «Фейсбуке» обращение к спикеру и депутатам абхазского “парламента”, в котором фактичеки окрестила инициативу Бжания “предательской уступкой” и выступила с требованием провести парламентские слушания с его участием, дабы “раз и навсегда четко прояснить внешнеполитическое видение нынешней власти”:

«[…] Считаем любую официальную торговлю с вражеским государством […] предательской уступкой, которая приведет к началу торговой экспансии Грузии и началу конца нашего государства, что подтверждают независимые эксперты. В Абхазии нет дефицита товаров, все, что необходимо стране, поступает из России или морем из других стран».

На какие именно конкретные аргументы каких “независимых экспертов” опирается “Аруаа” – в заявлении не уточняется. По понятным причинам в нем не заостряется внимание и на том, насколько дороже продукты, поступаюшие из России и “заморских стран”, по сравнению с поступающими с подконтрольной грузинским властям территории.

К делу подключились и оппозиционные СМИ. К примеру, статья журналистки Изиды Чаниа содержит несколько примерно таких посылов к населению Абхазии: Российская финансовая помощь прекратилась из-за прихода к власти команды Бжания и пока она остается, ждать возобновления помощи бесполезно; Из-за “кардинального изменения мирового политического устройства” Россия утратила всякие обязательства перед Абхазией, а значит, несмотря на прекращение финансовой помощи именно в тяжелейший период пандемии, обижаться на Москву оснований нет; Россия остается безальтернативным партнером, поскольку российские военные базы в Абхазии “остановили многолетнюю террористическую войну Грузии в нашей стране”; Команда Бжания не имеет никакого плана выхода из кризисной ситуации, а создаваемые ею позитивные “фейк-ожидания” от сотрудничества с Тбилиси – это лишь “губительная для абхазской государственности” ловушка и в случае попадания в нее населению Абхазии придется “очень дорого заплатить, причем не только деньгами”; Бжания “очень повезло” править в условиях, каких не было ни у одного его предшественника (“старая оппозиция себя изжила, новая еще не народилась, а общество устало от переворотов”), однако вместо того, чтобы используя эту “уникальную возможность” “работать над законодательством, искать пути выхода из экономического кризиса внутри страны, сокращать чиновников, укреплять органы самоуправления, вводить систему контроля, проводить реформы и так далее”, он занят “преследованием политических оппонентов”, продвижением “очередных афер” и “губительных для Абхазии проектов”.

Было бы, наверное, неплохо прочесть в той же статье ответы на сами собой возникающие вопросы: по какой именно причине прекратилось российское финансирование с приходом к власти команды Бжания? Почему вообще в сложнейший период пандемии помощь “стратегического партнера” может зависеть от того, нравится ли ему тот или иной абхазский правитель? - братский абхазский народ ведь все равно в крайне сложной ситуации и нуждается в поддержке; Какое именно “кардинальное изменение мирового политического строя” освобождает “большого друга” Россию от хотя бы моральных обязательств помощи оказавшейся в патовой ситуации Абхазии? Почему все то, чего сегодня – в “небывало комфортных условиях” мировой пандемии журналистка в одночасье требует от новопришедшей во власть команды Бжания, не было сделано всеми предшественниками (включая Рауля Хаджимба) в течение почти 30 лет? Почему именно диалог и сотрудничество с Тбилиси являются “губительным проектом” и “аферой”? Но ответов на эти вопросы Чаниа не дает...

Сам Бжания отвечать на критику политических оппонентов не стал, однако резкое ответное заявление распространила провластная партия «Амцахара». Она напомнила оппозиционным силам, что вопрос взаимоотношений с Тбилиси встал в повестку дня сразу же после окончания войны и о необходимости этого говорил еще первый “президент” Владислав Ардзинба; что “открытие границ и налаживание легальных торговых отношений с соседними странами – это прорыв в экономике” и что “не может быть независимым государство без развитой экономики, оснащенной армии, с нищим населением, масштабной коррупцией и тотальной безработицей”. При этом “Амцахара” намекнула на то, что некоторые представители оппозици имеют личный интерес в сохранении контрабандного оборота и сейчас, когда новая власть объявила борьбу с коррупцией и иного рода экономической преступностью, они своими “популистскими заявлениями” лишь пытаются убежать от возможной уголовной ответственности:

“Говоря о невозможности торговли и открытии границы с Грузией, «Аруаа» лукавит и, возможно, пытается быстро превратить собственный бизнес в политику. Уже не один год идет незаконная экономическая деятельность – контрабанда через реку Ингур на территорию Абхазии. Вполне вероятно, такая ситуация устраивает тех, кто пользуется единоличным правом на незаконное обогащение. […] Пришло время ответить за все».

Поддержала инициативу Бжания и “Единая Абхазия”. Наряду с утверждением о том, что “вопрос о суверенитете Абхазии, ее государственности не может быть подвергнут ревизии”, партия указывает на недопустимость “игнорирования той реальности, что у Абхазии при отсутствии политических связей есть де-факто связи с Грузией - ИнгурГЭС, товарооборот, проживающие в Абхазии граждане Грузии”, что “игнорирование ситуации или действие методами запретов не приведет ни к чему хорошему” и “необходимо выработать приемлемую для абхазского государства и общества формулу взаимодействия”. Кроме того, партия считает ошибочным мнение о том, что легализация имеющегося торгового оборота – это “уступка Тбилиси” - “наоборот, установка таможенных постов фактически будет означать установление полноценной границы с Грузией».

14 июля внешнеполитическое видение команды Бжания уже официально было пояснено абхазским “министерством иностранных дел”. В его заявлении содержатся три основных посыла: “Подписание с Грузией договора, исключающего возобновление боевых действий, гарантом исполнения которого выступят авторитетные международные организации, является приоритетной задачей внешней политики Абхазии на этом историческом этапе”; “Абхазия является суверенным независимым государством, чей политический статус закреплен Конституцией и не подлежит пересмотру ни при каких обстоятельствах”; “Власти Абхазии придерживаются принципа открытости и готовности выстраивать полноценные и равноправные взаимоотношения со всеми заинтересованными партнерами, разделяющими подобные подходы и проявляющими уважение к суверенитету Абхазии”.

Несмотря на официальное разъяснение абхазского “МИД”, в “парламенте” решили все-таки провести слушания по вопросу внешнеполитического видения команды Бжания – в направлении как Москвы, так и Тбилиси, Запланированы дебаты в расширенном формате – с привлечением всех заинтересованных сторон. Первые комитетские слушания начались сегодня.

Будет ли иметь какое-либо продолжение инициатива Аслана Бжания – покажет ближайшее будущее. Однако факт, что идея возможного диалога и сотрудничества с Тбилиси, которую еще пару недель назад в Абхазии даже просто произнести вслух решались далеко не многие, теперь является предметом широко обсуждения. И не только в политических кругах.

“Сейчас многие откликнулись на это дело. Люди понимают: нужно строить страну, нужно развивать реальные государственные институты, экономику, и только тогда мы можем говорить о какой-то самостоятельности, независимости во многих вопросах. Сейчас это все как бы есть, но мы во многом зависимы, и во многом, мне кажется, уже тоже поднадоели нашему стратегическому партнеру, потому что невозможно вечно нас подкармливать. Они тоже надеются, наверное, на какое-то встречное движение, что мы здесь не только транши будем осваивать, но и как-то сами развиваться” – считает председатель абхазского общества «Инва-содействие» Алхас Тхагушев.

Что касается рядовых жителей Абхазии, тут мнения разнятся.

“Пока у нас с Грузией нет мирного соглашения и официальных отношений, считаю разговоры на эту тему неприемлемыми. Не знаю, что там случилось с Москвой, по какой причине сократилась помощь – да и не мое это дело... Положение, в котором мы оказались, естественно, не нравится и мне, да и какому нормальному человеку оно может понравиться? Но уверен, существует какой-нибудь иной путь – не мне его изыскивать, для этого и есть у нас власть, пусть ищет, находит и делает это быстро” – говорит житель Гагры З.А.

“Начнем с того, о чем все знают уже давно, но вслух не говорят – торговля процветает и определенный круг людей наживается на этом. Если все это легализуется, подчинится закону и если легальная торговля будет полезна для нашего государства, пополнит бюджет и т.д., не вижу причин, почему бы не пойти на это?!” - говорит жительница Сухуми Г.К.

А вот Москве – или, по крайне мере, одной из кремлевских башен, если судить по активизации в последние дни в соцсетях кремлевских т.н. троллей, широкое обсуждение в Абхазии вышеупомянутых вопросов пришлось явно не по душе:

В этой новой реальности многое, видимо, будет зависеть от того, насколько продуманно, взвешенно и дальновидно будет действовать Тбилиси. Будет ли он действовать вообще и как именно – покажет время.

А пока “Акцент” попросил Аппарат госминистра Грузии по делам примирения и гражданского равенства, еще раз, кратко, на простом и понятном для каждого языке разъяснить, что именно предлагает Тбилиси и на каких условиях в плане торговли. А уж наши абхазские читатели сами для себя решат, являются ли эти предложения “губительными для абхазской государственности” и нужно ли все это оказавшейся на сегодняшний день в патовой ситуации Абхазии:

Мирная инициатива правительства Грузии „Шаг к лучшему будущему“ создает возможность торговли и в целом экономической деятельности вдоль разделительных линий при деполитизированном подходе и с использованием исключительно статус-нейтральных инструментов. А именно, регистрация проживающего в Абхазии лица субъектом-производителем производится без принятия им гражданства Грузии, на основании индивидуального номера, который присваивается на основе имеющихся у него на руках абхазских документов. При этом, Субъект предпринимательской деятельности освобождается от уплаты налогов на прибыль, на добавленную стоимость и на выручку.

Мари Мдзелури

__________________________________________________________________________________

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенной республике Абхазия

__________________________________________________________________________________

Мнения, высказанные в публикации, передают взгляды автора и не обязательно отражают позицию редакции

__________________________________________________________________________________

Материал подготовлен в рамках совместного проекта информационного агентства "Акцент" и непрвительственной организации GRASS, осуществляемого при финансовой поддержке Посольства Чешской Республики в Грузии