logo.png

საქართველოს რეფორმების ასოციაცია

მრავალპროფილური ანალიტიკური ცენტრი საქართველოში

Возможно ли для абхазов, выходить в мир не под российским флагом?

Screenshot_at_2020-08-19_18-59-53.png
19 აგვისტო, 2020
 0

О необходимости сотрудничества Абхазии и Грузии в различных сферах, таких как торговля, энергетика, аграрный сектор и борьба с преступностью все чаще стали говорить в абхазском обществе в последние несколько лет. Чиновники высокого ранга из числа руководителей государства, политологи, общественники и представители неправительственного сектора предлагают начать с малого, чтобы в итоге прийти к полноценному взаимодействию в обозначенных сферах.

Еще до своего президентства Аслан Бжания предлагал изменить формат контактов и наладить прямой двухсторонний диалог с Грузией на новой переговорной площадке, не такой отдаленной как женевская.

«Грузины и грузинское государство - это наши соседи. Мы хотим того или не хотим, но имеем большое количество контактов на уровне граждан и Грузии, и Абхазии. Это люди, которые живут, пересекают границу, бывают там. У людей возникают разные проблемы - много очень граждан наших, к сожалению, вынуждены ездить туда для получения квалифицированной медицинской помощи. Вы знаете, что мы совместно эксплуатируем энергетический комплекс ИнгурГЭС. Это тоже определенный уровень контактов», - сказал Бжания в интервью российскому агентству «РИА-Новости».

По мнению президента, Абхазия получает «сигналы от разных общественных институтов Грузии, свидетельствующие, что определенные политические силы в Грузии хотели бы наладить более интенсивный диалог».

Но как бы страстно не желала начать этот процесс одна часть абхазского общества, в республике все еще есть немало людей, считающих, что до того как начать разговор о конкретных инициативах с Грузией, необходимо «выйти из состояния войны».

Как известно, уже 12 лет Женевские дискуссии по безопасности и стабильности в Закавказье остаются единственной международной площадкой, на которой Абхазия ведет переговоры с Грузией в присутствии представителей России, ООН, ЕС и ОБСЕ. Существенных результатов за эти годы - ноль. Конечно, вопросы гуманитарной проблематики решались, но вот по главному вопросу – подписанию документа о неприменении силы – не удалось сдвинуться ни на шаг.

«Конечно же, мы слышим разные мнения по поводу этих переговоров. Есть те, кто считает, что их не следует вести. Многие ожидают конкретных результатов. Но, как вы знаете, основной вопрос на переговорах — подписание юридически обязывающего соглашения о неприменении силы между Грузией и Абхазией. И надо вести эти переговоры, пока мы не достигнем цели», - считает министр иностранных дел Даур Кове.

Но, несмотря на все заверения главы внешнеполитического ведомства республики, в народе бытует мнение, что вопрос урегулирования отношений во многом будет зависеть не от результатов очередного раунда Женевских дискуссий, а от того, как смогут договориться по вопросу Абхазии и Грузии крупные мировые игроки – Россия, Евросоюз, США. И именно от них в итоге будет зависеть то, в какую сторону будут развиваться отношения Грузии и Абхазии.

Но у части абхазского общества все же есть уверенность, что конфликт с Грузией уже давно не актуален. «Мы все понимаем, что нападать на Абхазию Грузия не будет. И дело тут не только в наличии у нас большого количества российских военных. Как я понимаю, Грузия уже пересмотрела свою политику в отношении абхазов и вместо проявления силы и агрессии, хочет нам продемонстрировать свою помощь и поддержку», - считает наш собеседник Георгий. По его словам, каких-то особых, задекларированных заявлений по этому поводу делать грузинам не нужно. «Ну, сами подумайте, разве лечат и ставят на ноги тех, кого желают убить?», - рассуждает молодой человек.

«Лучше заниматься экономикой, внутренними проблемами, повышать уровень жизни своих граждан, а не все время ссылаться на очередной тупик в очередных переговорах. Для процесса урегулирования статуса Абхазии настанет другое, более благоприятное время. Главное, чтобы мы до него дожили», - считает сухумчанин Андрей.

«В современном мире достаточно неурегулированных постконфликтных зон, где наличие неразрешимых противоречий в одних вопросах не является препятствием для сотрудничества в других. Это вполне современный и прагматичный подход. Вопрос статуса, безусловно, важен, но не стоит забывать, что мир вокруг нас движется вперед, и постоянное акцентирование усилий только на этом вопросе будет сдерживающим фактором для развития обеих стран», - считает политик Тенгиз Джопуа. И тем не менее, он уверен, что прежде чем переходить к активному обсуждению инициатив сотрудничества с Грузией, принципиально важно выйти из «состояния войны» и перейти в «состояние мира».

И тут надо сказать, что недавнее интервью радио «Эхо Кавказа» секретаря Совета безопасности Абхазии, известного абхазского политика Сергея Шамба было сродни разорвавшейся бомбе. Речь о договоре о неприменении силы, который, по словам Шамба, Грузия подписала еще 23 года назад. «В 1997 году, когда Владислав Ардзинба по инициативе (Евгения) Примакова посетил Тбилиси, я был в этой делегации – тогда был подписан в Тбилиси меморандум о том, что стороны отказываются от применения силы и даже от угрозы применения силы. Так что такой документ, который подписали два президента – (Эдуард) Шеварднадзе и (Владислав) Ардзинба – существует», - заявил Шамба.

Абхазское общество не стало комментировать его высказывание, пытаясь переварить всю чудовищность происходящего. Все годы после окончания войны, используя всевозможные трибуны и площадки наша страна, а вместе с ней Южная Осетия и, конечно же Россия заявляли о том, что Грузия не желает подписывать «мирный договор», так как все еще вынашивает планы военного захвата Абхазии. Более того, до сегодняшнего дня в Женеве Абхазия пытается договориться о необходимости подписания соглашения о мире, но этого не происходит, потому что по мнению грузинской стороны, это был бы межгосударственный договор, а значит - в какой-то степени признание Абхазии, как равноправного партнера в переговорном процессе. Получается, мы все время требовали еще раз подписать уже подписанный документ?!

В свете открывшейся информации возникают не менее важные, а по сути, фундаментальные вопросы – где находится этот документ и почему на протяжении стольких лет его скрывают не только от абхазского общества, но и от всего мирового сообщества?

Ответы мы, наверное, еще услышим, но мне хочется затронуть еще один немаловажный аспект. Очень часто в информационном пространстве появляются новости о том, что очередной детский танцевальный коллектив или спортивную команду из Абхазии по требованию Грузии не допустили к участию в международных мероприятиях. Чаще всего под пристальным вниманием МИДа Грузии оказывалась деятельность нашей торгово-промышленной палаты. Нередко ее выставки заканчивались закрытием павильонов, а встречи разгонялись полицией принимающей страны, опять же по требованию властей Грузии. Эти аргументы по сей день приводят люди, нежелающие строить какие-либо отношения с Грузией, считая, что блокируя доступ республики к внешнему миру, Грузия, по сути, держит Абхазию в этакой экономической блокаде.

По мнению политика Тенгиза Джопуа, подобная практика взаимоотношений не может привести ни к чему хорошему. «Российская Федерация первой признала суверенитет и независимость Абхазии и частично открыла доступ республики к внешнему миру. Но для полноценного развития страны этого недостаточно. Поверьте, незаконно задерживая морские суда, требуя от иностранных компаний расторжения контрактов, блокируя участие абхазских спортсменов, запрещая выступления детских творческих коллективов Грузия ни с кем конструктивные отношения не выстроит», - уверен Тенгиз Джопуа.

И тут самое время задуматься над вопросом – а нельзя ли открыть доступ к внешнему миру абхазским коллективам, спортсменам, товарам и услугам, используя иную форму взаимоотношений с Грузией, нежели есть сейчас? Ведь если спустя всего 2 года после окончания войны дипломатам удалось подписать крайне важный меморандум о неприменении силы, то найти сейчас приемлемую для Абхазии и Грузии форму участия нашей республики в крупных международных мероприятиях – дело не сложное. Было бы желание! И как я понимаю, у Грузии оно есть. Слово за Абхазией. И для того, чтобы принять решение, совсем не обязательно отказываться от своей независимости и любви к Родине. Если конечно, абхазское общество по-прежнему не желает выходить в мир только под российским флагом.

Кристина Авидзба

_________________________________________________________________________________

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенной республике Абхазия

__________________________________________________________________________________

Мнения, высказанные в публикации, передают взгляды автора и не обязательно отражают позицию редакции