logo.png

საქართველოს რეფორმების ასოციაცია

მრავალპროფილური ანალიტიკური ცენტრი საქართველოში

Контрпродуктивный трюк Кремля: в абхазском обществе еще громче заговорили о необходимости диалога с Грузией

unnamed_ACULRta.jpg
31 აგვისტო, 2020
 0

В Абхазии уже каждый житель знает подробности визита членов грузинской партии «Альянс патриотов Грузии» в Илорский храм. На эту тему высказались представители практически всех политических сил республики, общественные деятели и простые граждане. Тайно пробраться в Абхазию грузинским политикам помог внештатный советник главы государства по международным связям Лаша Сакания, который из-за разразившегося после «визита» скандала покинул занимаемый пост. Но перед этим он оговорился, что оказать эту услугу его попросили российские друзья.

В разные годы представители самых разных политических, общественных, молодежных организаций Грузии приезжали в Абхазию. Кто-то - тайно, кто-то - нет. Чаще всего дальше обычной полемики на просторах интернета дело не шло. А тут разразился скандал практически вселенского масштаба, ради которого не поленились в свои затяжные каникулы собраться даже представители законодательного органа республики.

Все ожидали каких-то жестких санкций, или, говоря по-простому, крови, чтобы вновь вернуться к разговорам о нескончаемой вражде двух народов, переживших войну. Но не тут-то было. Поступок Лаши Сакания конечно осудили, но в абхазском обществе, несмотря на все события, еще громче зазвучало мнение о том, что назрела необходимость наладить диалог.

«В самой Грузии уже понимают, что необходимо пересмотреть существующие реалии. Сами грузины понимают, что диалог необходим и его надо налаживать другими способами. Мы здесь - в Абхазии тоже это понимаем и признаем», - сказал на встрече с общественностью депутат Парламента Алмас Джопуа.

Как я уже выше писала, Абхазию довольно часто посещали самые разные люди из Грузии. Так почему именно сейчас подобное событие столь серьезно раскрутили и кому эта шумиха выгодна? Совпадение? - Не думаю. Вернее, не верю.

И вот почему. На протяжении последних лет уровень доверия к России в Абхазии ослаб. Специальные опросы мной не проводились, но чтобы это понять, никакие исследования не нужны. Достаточно пройтись по улицам, поговорить с жителями. На худой конец можно полистать страницы абхазского сегмента социальных сетей - и вы поймете, как на самом деле изменилось отношение жителей Абхазии к соседу и стратегическому партнеру. Все чаще слышны недовольства проводимой Россией политикой. То, что стратегический партнер стал вести себя с Абхазией некорректно и порой неадекватно – уже неоспоримый факт.

По мнению политического деятеля Саида Лолуа, «в последнее время Абхазия чувствует столь крепкие объятия России, что трудно вздохнуть». «С большим сожалением приходится наблюдать, как вопрос пандемии стал дымовой завесой для выполнения каких-то политических контрактов. Последствия заигрывания теперь уже выглядят не просто как тьютор для бойцовских собак, когда ошейник впивается в шею, если собака пытается куда-то рвануть, теперь это настоящая удавка», - считает Лолуа.

И виной такой оценки взаимоотношений Абхазии и России стала отнюдь не граница, как это пытаются представить некоторые. Тут речь о более важных вещах, я бы сказала глобальных.

Как только Абхазия заговорила о налаживании, например, торговых и экономических отношений с Грузией, на ее голову свалилось тысяча и одно несчастье. Первой весточкой усложняющихся отношений со стратегическим другом стало закрытие границы и невозможность ввезти в Абхазию из России медикаменты и так необходимое в период пандемии медоборудование. На какие только ухищрения не пришлось идти руководству республики, чтобы заполучить тесты, аппараты ИВЛ, маски, перчатки и средства дезинфекции. Спасибо международным организациям и бизнесменам за то, что не бросили Абхазию в беде.

Чуть позже разразился скандал с пенсионными выплатами. Из-за 17 миллионов рублей пенсионный фонд России потребовал от Абхазии отменить использование пенсионерами пластиковых карт. В итоге в 40-градусную жару, в период повышенной санитарно-эпидемиологической ситуации пожилые жители республики вынуждены часами стоять в очередях у дверей сберкасс в ожидании получения пенсии.

Столь жёсткие меры Россия применила только в Абхазии, а у себя в стране, несмотря на многомиллионные потери, никаких санкций не только не ввела, но и не собирается этого делать. Не далее как 25 августа 2020 года пенсионный фонд России проверила Счетная палата. По результатам проверки «из-за несвоевременного уведомления о смерти Пенсионный фонд (ПФР) продолжал выплачивать пенсии родственникам умерших пенсионеров. Переплаты составили сотни миллионов рублей», - говорится в отчёте аудиторов Счётной палаты по итогам проверки работы ПФР в 2017—2019 годах. «Сколько всего за три последних года ПФР переплатил пенсий родственникам умерших, аудиторы оценить не смогли. Только в двух территориальных органах фонда, по их оценкам, таким образом, было выплачено более 377 млн. рублей».

Ну а далее в Абхазию повалили самые разные группы экспертов, которые за чем-то стали усиленно изучать экономическую, энергетическую, военную отрасли республики. А в самой Абхазии в это время бурную деятельность вокруг информационной безопасности развернули российские организации. Лейтмотив всех этих встреч – Грузия угрожает Абхазии, никому нет веры, только Россия хорошая и только ей нужно верить.

Венцом всех злоключений стал приезд замминистра экономического развития России Михаила Бабича, который не просил, не предлагал, а требовал прекратить всякое общение со странами, предлагающими Абхазии помощь в столь тяжелый период. Нам было указано, что в случае неповиновения расплата не заставит себя ждать.

И вы все еще верите, что «тайный» приезд» в Абхазию членов ничего из себя не представляющей грузинской партии – совпадение? Да нет, этот как раз очень похоже на продуманный, хитрый шаг большого соседа, который не мытьем так катаньем заставляет нас плясать под свою дудку.

И наконец, многие стали понимать, что Россия не даст абхазам возможности вести диалог с другими странами, принимать решение о своем будущем, и собственно не позволит предпринимать никаких шагов, которые будут способствовать становлению и укреплению абхазского государства. Не заинтересован стратегический партнер иметь под боком маленькое, но крепкое государство. Ведь если такое случится, какие инструменты Россия сможет задействовать, чтобы вновь поставить Абхазию в позу вечно просящей милостыню республики? Правильно, никакие! И вы думаете, такой расклад Россию устроит?

Каждый здравомыслящий житель Абхазии понимает, что процесс признания независимости Абхазии как-то сильно замедлился. Россия уже не так заинтересована в продвижении этой темы, иначе как можно объяснить происходящее? Хотя, по мнению абхазского экономиста Анатолия Отырба, сама Абхазия как никогда далека от готовности строить демократическое, правовое государство. «Знаем, что признают как суверенных только тех, кто заслуживает уважения. Спрашивается, за что нас уважать, если мы утратили все признаки государства?», - считает Отырба. Так или иначе, за прошедшие после войны годы неокрепшая республика так и не увидела от своего большого и мощного соседа помощи в строительстве государства. Денег давали, школы, больницы, дома культуры строить помогали, пенсии платили, даже гражданство свое подарили. Но Абхазия так ни на шаг и не смогла приблизиться к прочному будущему.

Весь период пандемии, когда в самой России ежедневно заражались коронавирусом десятки тысяч людей, а в Абхазии – ни один, стратегический партнер и на минуточку большой друг наглухо закрыл границу. Скажете, беспокоился о жителях Абхазии? Как бы не так.

По мнению абхазского эксперта Тенгиза Джопуа, это продуманный шаг, причины которого Абхазии еще предстоит узнать. «Ситуация со снятием Россией ограничений на абхазском участке границы уже не носит санитарно-эпидемиологический характер. Это уже политической аспект, повестка которого обозначится со временем», - считает Джопуа.

Не прошло и года. как мы узнали, чего же на самом деле от Абхазии требует Россия. Узнали не из официальных источников, но все же. Пока на кону лишь экономическая безопасность страны. Но не за горами, говорят, и угроза национальным интересам. Я говорю о продаже недвижимости россиянам. А еще в повестке обозначен запрет на всякого рода общение, налаживание контактов, за нарушение которого абхазов ждет самая страшная кара, вплоть до полной изоляции.

Когда-то Россия не позволила Абхазии наладить тесные контакты со своей диаспорой в Турции, Сирии и Иордании. Мы отступились. Теперь нас хотят лишить права даже думать о каком-либо диалоге. И «большой брат» уверен, что мы снова промолчим и отступимся.

На днях гуляя по набережной Сухума, услышала диалог двух семейных пар. Молодой отец, держа за руку своего 7-летнего сына, говорил о том, что сделает все возможное и невозможное для того, чтобы его дети получили образование в Европе и остались там жить. «Пусть приезжают в Абхазию на каникулы и не более. Когда они поймут, что можно жить по другому, они и сами не захотят сюда надолго возвращаться», - говорил молодой человек. Его собеседники согласно кивали головой, сокрушаясь по поводу того, что на все это нужны большие деньги, которых пока в Абхазии не заработать. Но все же не теряли надежду на то, что выход будет найден и их детям удастся жить по-человечески хоть и вдали от Родины.

Очень показательно. А вы все еще верите, что ситуация изменится? Мне хотелось бы сказать дай-то Бог, но боюсь, как бы право иметь свое собственное мнение, право вести диалог и строить будущее Родины нам всем не обошлось слишком высокой ценой. Тут главное понять - с кем дружить и строить стратегическое партнерство. Еще одну ошибку допустить нам никак нельзя.

Астанда Бганба

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенной республике Абхазия

__________________________________________________________________________________

Мнения, высказанные в публикации, передают взгляды автора и не обязательно отражают позицию редакции