logo.png

საქართველოს რეფორმების ასოციაცია

მრავალპროფილური ანალიტიკური ცენტრი საქართველოში

Российско-абхазский клин: за что абхазы обижены на «стратегического друга» и почему боятся насильного присоединения

0906e9982f5bc1b0a445a006f85132a2.jpg
09 სექტემბერი, 2020
 0

Кони, люди - все смешалось в доме абхазском. Иными словами, в Абхазии царствует период полной неразберихи. Последний летний месяц стал для республики, что называется, периодом откровений. На фоне резко увеличившегося количества инфицированных COVID-19, карантина и отдельных запретительных мер, абхазское общество один за другим сотрясают скандалы, причем не только политического характера.

В стадию еще большего разделения республика вошла из-за иконы, которую Илорскому храму «подарили» представители весьма одиозной в Грузии политической партии. К этому прибавилось злосчастное интервью депутата российской Госдумы Константина Затулина, который под соусом равноправия граждан Абхазии и России вновь поднял тему продажи недвижимости иностранцам.

Говоря в диалоге с генеральным директором абхазского государственного канала об отказе Абхазии продавать свои земли таким же, по словам Затулина, как и они, россиянам, он отметил, что «желание прослыть патриотами […] иногда преобладает над здравым смыслом».

Реакция на высказывания российского политика была молниеносной. Абхазский сегмент интернета заполонили комментарии о том, что Россия вмешивается во внутренние дела Абхазии.

«Законодательство Абхазии - это суверенная сфера народа Абхазии. Аргумент о «равноправии» - это подмена понятий и спекуляция. У нас десятки причин не открывать рынок жилой недвижимости иностранцам (не только россиянам). Распоряжаться своей недвижимостью Россия может, как считает нужным, но права, которые она предоставляет иностранным гражданам, не могут для нас быть обязательством», - считает представитель абхазской молодежной партии «Айнар» Адгур Лагвилава. По его мнению, человек, позиционирующий себя другом Абхазии, политик с многолетним стажем так говорить не должен и не имеет права.

В своем интервью Константин Затулин с обидой говорил и о том, что рассуждения абхазской молодежи, воспринимающей помощь России не иначе как финансовую иглу, нельзя назвать ни взвешенными, ни серьезными. «Мы читаем о том, что Россия, дескать, виновата уже тем, что посадила Абхазию на иглу, выдавая ей помощь и таким образом парализовала творческие силы тех абхазских бизнесменов и предпринимателей, которые якобы могли Абхазию осчастливить. То, что нас беспокоит в России в развитии наших отношений и вообще во внутреннем состоянии Абхазии, это то, что многие вопросы, которые уже давно должны были быть решены для того, чтобы она развивалась ускоренными темпами, к сожалению, отложены».

Это высказывание российского политика и вовсе вызвало шквал протеста. Абхазское общество его восприняло как некое прощупывание темы вхождения республики в состав России.

Абхазский экономист Анатолий Отырба уверен, что это не прощупывание, а полноценная подготовка к решению данного вопроса. «К сожалению, отдельные силы и личности это готовят. Причина же одна - наша интеллектуальная слабость, следствием чего является наша неспособность, внятно и обоснованно сформулировать свою позицию», - уверен Отырба.

Период затяжных проблем, катастроф, в том числе и экономического характера, которые прогнозировали эксперты самого разного толка, в Абхазии, похоже, наступил. Если коротко, то в стране уже несколько месяцев задерживают выплаты пенсий, пособий, в том числе - и зарплаты медикам, занятым лечением пациентов в единственном в Абхазии кодивном госпитале. Банкоматы пусты, в магазинах уже давно нет очередей. Зато они есть у сберкасс, где свои гроши в период острой фазы роста заболевания COVID 19, по милости российских чиновников из пенсионного фонда, вынуждены получать пенсионеры.

Ситуация, скажем прямо, критическая. Даже в период блокады Абхазии от остального мира, которую устроила ближнему соседу Россия, таких упаднических настроений в обществе не было. Сейчас же люди склонны думать о том, что все напасти на голову Абхазии посыпались не просто так, а в назидание. «Да как такое может быть, ну вы сами подумайте? Россия такая большая, сильная и пытается мериться с нами силами... За что? Неужели желание прихватить наши земли в России так сильно, что они готовы нас заживо поубивать тут?!», - вопрошает жительница Сухума Мария.

«То одно, то другое. Когда же это закончится? Мы как на пороховой бочке живем, если это вообще можно назвать жизнью. То они (Россия) устраивают у нас какие-то встречи со своими грузинскими друзьями, то лезут в нашу жизнь, то требуют, то просят, то угрожают. И это никогда не закончится», - уверен другой житель Сухума Александр.

По мнению большинства наших собеседников, отношения с Россией в последнее время ухудшились из-за того, что Абхазия открыто стала заявлять о возможности диалога с другими странами, помимо России. «Россия - собственник. И как только мы повернули свой взор в другую сторону, нам сразу же стали устраивать геноцид. По-другому назвать происходящее я не могу. А как назвать то, что в наш адрес сразу же полетели упреки в поддержке, шантаж и подставы?», - считает наш собеседник Адгур.

То, что Россия обижена на Абхазию только за то, что она пожелала наладить диалог с другими соседями, за то, что ищет выход в сложной экономической ситуации, можно понять по высказываниям политиков соседнего государства. Они открыто об этом не говорят, принцип дипломатии все-таки никто не отменял, но весь контекст их общения напрочь сквозит этими упреками. Взять хотя бы того же Затулина, который через слово говорит о любви и поддержке Абхазии, которая не желает стать нормальным государством, не хочет строить свое светлое будущее, не ценит все сделанное для нее Россией. Хочется спросить этого мудрого политика, дала ли Россия хоть один шанс Абхазии стать крепче, демократичнее и сильнее? Навряд ли Константин Затулин ответит, а если даже и соизволит это сделать, он никогда не признается, что многие годы Россия командовала и управляла Абхазией, делая ее еще более слабой и зависимой.

Впервые за послевоенные годы в Абхазии стали открыто говорить о возможности вести диалог с Грузией. Многие в абхазском обществе крайне болезненно относятся к этому вопросу. Но, несмотря на эти мнения, голоса тех, кто считает такую возможность на данный момент жизненной необходимостью, с каждым днем становятся все громче.

«Что касается абхазо-грузинских коммуникаций на уровне общественных организаций, экспертных площадок и институтов, никаких проблем не вижу. Общаться и обсуждать нужно и должно. Но без фарса и дешевых шоу. Предельно прозрачно, понятно и в рамках закона!», - уверен советник президента Абхазии Ренат Карчаа. По его мнению, «тайные вечери», контакты с непродуманной до конца целью, с нарушением норм и процедур недопустимы и чреваты. А дальнейшее нагнетание страстей в общественно-политической сфере ни к чему, кроме коллапса, не приведет!

На взгляд Рената Карчаа, в нынешней ситуации и при современных вызовах Абхазии легко окончательного заблудиться, потеряться и не найтись. «Поэтому предложение очень простое. Для начала успокоиться, перестать плодить «врагов» и начать думать о том, как системно выстраивать деятельность в этой сфере, разговаривать языком предложений, рекомендаций, а не криком, оскорблениями, шантажом и угрозами», - считает советник президента Абхазии.

Но какими бы не были намерения Абхазии, как бы она не желала упорядочить свою внешнюю политику и наладить диалог, Россия, скорее всего этого ей не позволит. Не хочется сгущать краски, но за неповиновение стратегический партнер накажет Абхазию и весьма изощренным способом.

Так ли это - покажет время. А жителям республики остается лишь наблюдать за странным развитием российско-абхазских отношений, серьезный клин в которые, по всей видимости, уже вбит. И не один.

Кристина Авидзба

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенной республике Абхазия

__________________________________________________________________________________

Мнения, высказанные в публикации, передают взгляды автора и не обязательно отражают позицию редакции