logo.png

საქართველოს რეფორმების ასოციაცია

მრავალპროფილური ანალიტიკური ცენტრი საქართველოში

Абхазия – на распутье

3795910.jpg
24 დეკემბერი, 2020
 0

В Абхазии вновь неспокойно, в “парламенте” опять шумят. Страсти вокруг Московских директив под длинным названием “Программа создания единого социально-экономического пространства на основе гармонизации законодательств Республики Абхазия и РФ” не стихают. А тут подоспел еще и второй документ - утвержденная “президентом” Асланом Бжания “Концепция внешней политики Республики Абхазия”, вызвавшая не меньший резонанс. Но если в первом случае большая часть общества и политического спектра, узрев в “Программе” прямую угрозу поглощения Абхазии Россией, выступила категорически против принятия присланного из Москвы документа, то во втором наоборот - за принятие Концепции. Протестует против нее лишь пророссийская оппозиция, в основном - “отодвинутые” от госкормушки (заполняемой до последнего времени российскими финансами) бывшие чиновники и их сторонники. И это вполне объяснимо: ведь впервые в подобного рода документе появилась графа о нормализации взаимоотношений с Тбилиси (пункт 2.3), а Москве, активно втягивающей Абхазию в создаваемое ею на постсоветском пространстве очередное “союзническое государство”, сотрудничество Сухуми с Тбилиси совершенно ни к чему.

На фоне громких заявлений оппозиции о “предательстве”, о “госизмене” и т.д. разобраться в том, что рискованнее – быть окончательно поглощенными Россией, или вести диалог и торгово-экономическое сотрудничество с Тбилиси, не так-то просто. Тем более, что детально суть Тбилисских предложений, неоднократно озвученных представителями властей Грузии, населению Абхазии никто толком до сих пор не объяснил. Особо тщательно умалчивается в Абхазии тот факт, что все мирные инициативы Тбилиси, связанные, в частности, с бесплатным медицинским обслуживанием, получением бесплатного образования в ведущих западных ВУЗах, вывозом продукции абхазских производителей на европейский рынок на льготных условиях и др., предполагают совершенно приемлемый для абхазской стороны подход: желающих воспользоваться ими жителей Абхазии вступать в гражданство Грузии, брать грузинские документы либо какие-то иные политические обязательства никто не заставляет.

Очень не любят говорить оставшиеся без сытного прикорма бывшие абхазские чиновники и о том, куда в свое время пропали присланные из Москвы на “развитие Абхазии” миллионы, как и о том, почему “стратегический партнер” и “друг”, все эти годы закрывающий глаза на постоянные хищения выделяемых им финансовых вливаний, явно не особо жаждал, чтобы Абхазия начала наконец самостоятельно развиваться, крепнуть и реально приближаться к до сих пор лишь декларированному состоянию независимости. Сами они все это прекрасно видели, осознавая, чем такая “дружба” и “стратегическое партнерство” может закончиться для Абхазии в конечном итоге, но без зазрения совести продолжали пускать присланные из Москвы деньги в собственные широкие карманы – видимо, не зная в то время таких понятий, как “госизмена”, “предательство национальных интересов” и т.д. “Опомнилась” в этом смысле нынешняя оппозиция лишь сейчас, когда “стратегический друг” показал свое истинное лицо, реальные намерения, когда прикармливающей их Москве до достижения собственных целей осталось совсем чуть-чуть, и в помощь ей необходимо с одной стороны, загнать в тупик действующую “власть”, пытающуюся для спасения ситуации искать альтернативу, а с другой - запугать и дезориентировать население, дабы кто-нибудь вдруг не решил противиться окончательной реализации Кремлевской программы-максимум. Силы подавить любой возможный протест у России, имеющей в Абхазии на каждом шагу официальные и неофициальные военные базы, хватит сполна, но лучше конечно свершить все без “лишней” крови, шума, пыли, и абхазская оппозиция, судя по всему, готова в этом российскому спонсору всячески помочь. Тем более, что у многих ее представителей накопились уже достаточно внушительные финансовые, имущественные и иные долги перед российскими партнерами.

Свои аргументы против Концепции, а особенно пункта, касающегося диалога и сотрудничества с Тбилиси, оппозиция озвучивала 21 декабря и на внеочередном заседании “парламента”. В частности, общественный деятель Лейла Тания заявила, что объединенная оппозиция “тоже хочет разблокировать страну, но есть другие варианты сделать это”. “Это можно сделать не через Грузию, что является лично для меня очень спорным и сомнительным вариантом, а другим путем – через международные механизмы, но с опорой на решающий голос России” – заявила она. Но вот почему Абхазию не удалось “разблокировать с опорой на решающий голос России” до сегодняшнего дня, несмотря на то, что “стратегический партнер” взял на себя обязательство всестороннего содействия как широкому международному признанию, так и экономическому развитию Абхазии еще в т.н. большом договоре от 2014 года, и что именно дает надежду на то, что в этом смысле что-либо изменится теперь – Тания не уточняла.

Представитель оппозиционной ветеранской организации “Аруаа”, бывший глава “администрации” Гальского района, освобожденный от занимаемой должности (в том числе - из-за вскрытия целого ряда коррупционных схем) Темур Надарая во время обсуждения вопроса еще раз потребовал от “президента” отменить решение об утверждении Концепции и вернуть ее на обсуждение в “парламент”. При этом он от имени “Аруаа” предложил добавить в документ пункт о “продвижении по всему миру признания геноцида, устроенного Грузией по отношению к народу Абхазии” и ввести понятие “системного геноцида”, которое, по мнению сторонников предыдущей “власти”, “характеризует взаимоотношения Абхазии и Грузии в течении всего XX века”. Как заявил Надарая, он и его соратники хотят, чтобы “геноцид признали все страны, признающие независимость Абхазии”, и в первую очередь с такой просьбой нужно обратиться в Государственную Думу РФ, как уже сделали Цхинвальские “власти”. Но что дало “Южной Осетии” и как поможет развитию Абхазии признание “геноцида”, например, Венесуэлой, Никарагуа или Науру – Надарая не уточнял.

Он еще раз проговорил и аргумент “Аруаа” о том, что пункт 2.3 Концепции («Республика Абхазия допускает возможность создания условий для формирования дополнительного формата многоуровневых переговоров между Грузией и Республикой Абхазия, в рамках которого появится возможность обсуждать с грузинской стороной вопросы, представляющие взаимный интерес, решение которых в рамках Международных Женевских дискуссий не представляется возможным») в случае его реализации «не только отодвинет на второй план Женевские дискуссии, проходящие согласно договоренностям Медведева-Саркози, но и понизит статус переговорного процесса», и что “из-за изменения статуса переговоров Абхазия может не только лишиться международных посредников, но и формально вернуться к периоду до международного признания”.

Однако все эти аргументы тут же лишил оснований “министр” иностранных дел Даур Кове, пояснив, что “речь идет о возможности создания именно дополнительного формата и ни в коем случае не о подмене Женевского”. “Мы всегда заявляли и сейчас заявляем о важности продолжения Женевских международных дискуссий, и мы будем их продолжать” – пояснил “министр”. Что касается мнения оппозиции о том, что возможный новый формат – это будут “переговоры тет-а-тет, без посредников, на территории третьей стороны”, Кове указал на то, что ничего подобного в Концепции просто-напросто не сказано.

А секретарь “Совета безопасности” Сергей Шамба пояснил в целом позицию “власти” так: “Никто не говорит о том, что сегодня мы прямо просимся вести переговоры с Грузией. Может их вообще не будет – это ведь зависит и от желания грузинской стороны тоже! Но право такое наша внешняя политика должна иметь. То есть на случай возникновения каких-то обстоятельств, при которых с нами захотят обсуждать какие-то темы, наше внешнеполитическое ведомство должно иметь такое право. Вообще, любая страна должна иметь четкую дипломатию. А мы, фактически, в условиях, когда у нас есть конфликт с одним из соседних государств, хотим сказать, что разговаривать не надо?! Именно тогда когда есть конфликт и необходимо разговаривать! Но повторюсь, разговаривать надо на принципах, которые записаны в нашей Конституции и отвечают нашим национальным интересам – то есть с позиции нашей независимости и суверенитета”.

Думаю, любому непредвзятому и здравомыслящему гражданину, прослушавшему позиции сторон по Концепции, ясно, кто из них лукавит, приводя высосанные из пальца аргументы, а кто прав в своих попытках найти альтернативные российскому “партнерству”, явно не оправдавшему себя, пути вывода Абхазии из кризиса. Уже многие в Абхазии сходятся во мнении, что полностью доверив свое будущее России, подписав с ней в 2014-м соглашение о союзничестве и стратегическом партнерстве, а 12 ноября 2020-го - еще и "Программу формирования единого социального и экономического пространства на основе гармонизации законодательств", теперь, если ничего не изменить (если судить по тому, чем "обнадежил" народ Абхазии 3 декабря "президент" Бжания, заявив фактически, что без России уже никуда не деться, даже если очень захотеть), республике светит лишь одно - вхождение в состав создаваемого "стратегическим другом" на постсоветском пространстве под свои собственные интересы очередного альянса "друзей" России. А с другой стороны, инициатива нынешней "власти" о торговых взаимоотношениях с Тбилиси, продиктованная экономической целесообразностью и стратегическими политическими соображениями, могла бы помочь Абхазии выйти из экономического и политического тупика, сделала бы достойной жизнь граждан благодаря развивающейся экономике, инвестициям, благоприятным условиям для бизнеса...

Что рискованнее - принимать присланную из Москвы "Программу" директив и стать полностью поглощенными Россией, или Концепцию, на основании которой можно будет начать диалог и сотрудничество с Тбилиси на основе взаимоприемлемых формул и форматов, - решать населению Абхазии. На данный момент его большинство мнение объединенной оппозиции не разделяет. А согласно Конституции Абхазии, решающим в подобных вопросах должно быть именно мнение граждан.

Тот факт, что “парламент”, шумно рассмотрев 23 декабря Концепцию, большинством голосов поддержал инициированный “президентом” документ и отклонил предложение оппозиции о возвращении его на дополнительное рассмотрение, можно считать искрой надежды. Но крайне важно, чтобы “власть” не позволила коррумпированной пророссийской оппозиции вновь взять инициативу в свои руки и диктовать политическую повестку дня, - считают в Тбилиси.

“В недавнем прошлом Аслан Бжания, как и Сергей Шамба не раз отмечали необходимость налаживания во благо абхазского народа, безо всяких искусственных барьеров и условий сотрудничества с Тбилиси в сферах торговли, экономики, образования, медицины и т.д. Эта позиция заслуживает не только приветствия и поддержки, но является реальным путем выхода из кризиса. Путь этот будет тернистым и понятно, что Россия продолжит создавать на нем всяческие препятствия, используя в этих целях, в том числе, и коррумпированных пророссийских оппозиционеров. Поэтому критически важно, чтобы команда Аслана Бжания, если конечно ее позиция (выраженная, в том числе, и в духе упомянутой концепции) не изменилась, не уступала инициативу деструктивным силам, не позволяла им диктовать политическую повестку дня. Это будет сложно, но критически необходимо” – уверен директор Ассоциации реформ Грузии (GRASS) Паата Гаприндашвили.

Екатерина Цанава

_____________________________________________________________________________________________

Материал подготовлен в рамках совместного проекта информационного агентства „Акцент” и неправительственной организации GRASS, осуществляемого при финансовой поддержке Открытого Информационного Партнерства (OIP).