logo.png

საქართველოს რეფორმების ასოციაცია

მრავალპროფილური ანალიტიკური ცენტრი საქართველოში

Жертвуя свободой ради “безопасности”: чего ждать Абхазии от интеграции с российской системой конституционной диктатуры

1569073977_0_68_2903_1700_600x0_80_0_0_e342733eff88ee6a3df4c0b224cefd68.jpg
23 დეკემბერი, 2020
 0

Все, что я сейчас напишу о нынешней России – мнение не мое, оценки не мои, взгляд не мой. Все это – мысли и слова многочисленных аналитиков, наблюдателей, экспертов, политиков, рядовых граждан, причем не только за рубежом, но и в самой России. Да и к чему спрашивать мнения экспертов, когда несмотря на все усилия мощной, финансируемой миллионами рублей Кремлевской пропагандистской машины, все и так видно невооруженным глазом, а с 1 июля 2020 года прописано уже и в Конституции страны?

Для наглядности начнем с одного из главных событий уходящего года – коронавирусной пандемии. Она ясно показала, что руководители существующей в России политической системы очень мало интересуются гражданами, лишь изображая заботу о них. Как указывают аналитики, если более или менее развитые страны мира на помощь населению, предпринимателям, бизнесу в течение года выделяли в среднем 20% ВВП, то в России эта цифра в разы меньше. По их же словам, в Америке, например, было выделено три пакета помощи, последний - буквально на днях, и составил он 900 млрд долларов, а в России лишь раз – весной выделили 5 тысяч рублей детям до 8 лет. Вот такая большая разница. И это – при том, что в Фонде национального благосостояния на тот момент было порядка 10 триллионов рублей, а золотовалютные резервы России составляли около 38 триллионов!

Что это - жадность или глупость? Нет - это другая политика, смысл которой в конфронтации с Западом, в сохранении денежных средств для противостояния с ним: то, что экономика падает, уровень жизни снижается – это неважно, важно, чтобы были средства на ВПК, на гонку вооружений. А система здравоохранения в это время даже в крупных российских городах (не говоря уже о глубинках) доведена до предела, исчерпаны все возможности госпитализации граждан. Итог - бедность и высокая смертность: по официальным данным правительства (которые, как уже не раз было доказано, как правило, серьезно занижены), численность населения России в этом году сократится на 352,5 тысячи человек – то есть в 10 раз больше, чем в 2019-ом...

Но и это еще не все по части пандемии, здесь есть новое обстоятельство: и до эпидемии было известно, что власть в нынешней России закрытая и бесконтрольная, а эпидемия показала, что теперь Кремль под ее “соусом” использует новые – цифровые технологии для тотального контроля населения. Это некое цифровое порабощение властями страны ее граждан с использованием электронных паспортов, пропусков, распознавания лиц, личных данных в недекларированных правительством целях.

При этом все последние месяцы, независимо ни от какой пандемии, в стране активно продолжали принимать совершенно репрессивные законы, соответствующие оформленной 1 июля (на посвященном поправкам в Конституцию плебисците) политической системе. А в ближайшее время – уже в начале 2021 года вступят в силу дополнительные репрессивные законы, проштампованные Государственной думой на подпись президенту Путину буквально в последние дни. Итог всего этого - новая, крайне агрессивная среда, в которой будет осуществляться вся гражданская, политическая и общественная жизнь в стране.

Аналитики говорят о завершении 1 июля в России эпохи провалившейся постсоветской модернизации и начале новой вехи сверхавторитаризма, когда установлен режим неограниченной личной власти и власть эта запрещает буквально любые действия, чуть-чуть отклоняющиеся от того, что она считает нормой.

Кто тому виной, на ком ответственность? Безусловно, на Владимире Путине, как создателе этой системы, руководителе всего процесса, а также его соратниках-силовиках. Но несут ответственность и все те, кто поддержал 1 июля конституционные поправки, обнуляющие президентские сроки Путина. Хотя тут следует учесть, что власть в лучших “суверенно-демократических” традициях сделала все для введения населения в заблуждение (сочетав в предложенных поправках это обнуление с пенсиями, зарплатами, обещаниями социалки, заботы о русском языке и всякой иной всячиной). Публика, и до того “видавшая виды” от власти, опять схватила наживку. Власть же, в свою очередь, окончательно убедилась, что граждане так или иначе будут принимать все, что происходит в стране. Ну, а что в итоге? - вместо соцзащиты с июля по сей день население видит от парламента лишь законы “всероссийской реновации”, предусматривающие, например, возможность принудительно изымать у граждан квартиры; любая социальная активность в стране жестко и системно подавляется; налицо государственный политический террор в отношении оппозиции и в целом всех несогласных. А на фоне того, что режим неограниченной личной власти, эдакого корпоративного государства уже формально закреплен в российских законах, в Конституции, сложно не согласиться с прогнозами аналитиков о том, что эта крайне жестокая система будет в дальнейшем лишь усиливаться. Ведь если сегодня принимается полным пакетом, безо всяких обсуждений по 10 законов в день, если можно проголосовать за 227 поправок одним нажатием кнопки, почему бы завтра таким же образом не принять сколько угодно законов, таких, например, как уже принятые - о полиции, об "иностранных агентах", о закрытии сведений силовиков и т.д.?!

Так что времена, когда некоторые в России все еще причитали, “мы вообще-то строим демократию, но есть отдельные отклонения от нее”, завершены. Теперь всем ясно, что никто никакую демократию не строит, вместо нее строится тоталитарный режим (или, как говорят ученые, режим конституционной диктатуры на основе Путинского бонапартизма) и все самое “приятное” у населения еще впереди.

Ну, а подается все это Кремлевской пропагандой под таким идеологическим “соусом”: “Народ должен быть един, у него должен быть вождь, а вокруг все - враги”. Плюс – некое победобесие, культ победы. Именно на этом основаны отношения России с соседями. Именно поэтому, по мнению аналитиков, вокруг России существует пояс напряженности. Москва пытается контролировать огромное пространство, делая это крайне агрессивно, в том числе навязывая свою систему. Так, белорусский лидер Александр Лукашенко, например, отдавая приказ прямо стрелять в собственных граждан, выходящих уже почти полгода на улицу в борьбе против лжи, фальсификаций, диктатуры, делает так потому, что за его спиной - Путинская Россия, уверены наблюдатели. Москве, по их мнению, это нужно для того, чтобы (как и в случае с Арменией - хотя страны эти совсем разные) поставить неугодные власти на колени, ликвидировать их, как политических субъектов. Что там с людьми на местах происходит - никого в Москве не интересует, а интересует ее политика ограниченного суверенитета. Суть в том, чтобы довести дело до предела, а потом объявить населению: “Мы к вам свою Национальную гвардию направим, она всех вас передушит, но если все еще хочется, можете продолжать протестовать”. Ну, а если та или иная власть покорится, то ее будут поддерживать, приговаривая, “если нужно стрелять, стреляйте, делайте, что хотите”. Вот они и делают все, что хотят.

Дошла очередь и до других соседних территорий. Кремль решил экспортировать свою систему в Абхазию, прислав еще в декабре прошлого года в Сухуми “Программу формирования единого социального и экономического пространства на основе гармонизации законодательств”. Учитывая описанное выше состояние, в котором оказалось население России, поддержавшее фактическую конституционную диктатуру, наш абхазский читатель легко может себе представить, что ждет его и его соотечественников в случае “гармонизации” абхазских законов с таким российским законодательством.

Но это еще далеко не все, что “по-дружески предлагает” Абхазии Россия. Как признался недавно, после Сочинской встречи с Владимиром Путиным абхазский лидер Аслан Бжания, президент России озвучил “предложение” интегрироваться в состав создаваемого Москвой на постсоветском пространстве нового союзнического государства “с участием группы стран”. Пока известны лишь две страны-участницы – Россия и Беларусь. Москва видит в этом союзе и признанные ею, а также несколькими другими государствами т.н. ДНР, ЛНР, Приднестровье, Южную Осетию, Абхазию, ну и возможно Армению. Хотя после второй Карабахской войны по части Армении уже озвучиваются сценарии и похлеще – идеи ее прямого вхождения в состав России. «Да, такое развитие событий для кого-то может оцениваться неплохо, но это должно быть актом внутреннего волеизъявления граждан Армении” – заявил 24 декабря, в ходе организованного Союзом армян России обсуждения первый заместитель председателя комитета Госдумы России по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин. И уж если Москве хватает наглости предложить такое всем миром признанной Армении, то Сухуми, признанному до сих пор лишь несколькими странами-сателлитами России, стоит воспринять это как уже даже не тонкий намек на очень толстые обстоятельства. А достичь этих “толстых обстоятельств” Москва планирует уже апробированным во многих точках мира простым и “бескровным” способом - “честного, объективного, демократического” референдума.

Учитывая, что слово “референдум” в Сухуми несколько раз уже прозвучало (напомнил этот механизм волеизъявления народу сначала Аслан Бжания после Сочинской встречи с Путиным, а затем – глава созданной “президентом” Комиссии по конституционной реформе Нателла Акаба, заявив, что “[…] если будут все-таки предложены какие-то поправки в Конституцию, нужно будет обязательно провести референдум”), перемены видимо не за горами, несмотря на явный протест тех, кто уже понимает, что сулит Абхазии интеграция с российской системой конституционной диктатуры и Путинского бонапартизма.

"Интересно, а как сформулируют вопросы для референдума? - "Хотите ли вы, чтобы власть снова украла поступившие в страну российские деньги, а за это мы отдадим всю нашу энергетику и возможность покупать нашу недвижимость гражданам РФ"? Или "Хотите ли вы, чтобы мы привели наше законодательство в соответствии с законодательством РФ и приняли такие же идиотские антинародные законы, которые принимались в РФ последние несколько лет"? Или "Вы за то, чтобы Абхазия не имела возможности развиваться самостоятельно, под бдительным присмотром стратегического партнёра"? А может быть "Вы одобряете неоказание помощи Армении со стороны РФ во время последних событий в Нагорном Карабахе и считаете эффективным факт присутствия российских военных в нашей стране"? Или может так - "Хотите ли вы таких же «честных» выборов, как и в России"? Или "Нравится ли вам безнаказанность чиновников-жуликов в РФ и хотите ли вы такого же для Абхазии"? Или "Уверены ли вы в том, что бесправие, нищета и бесперспективность, являющиеся уделом 90 % населения сегодняшней России, очень подходят и народу Абхазии"? Или так - "Готовы ли вы к такой же несменяемости власти, как и в РФ"? Или "Одобряете ли вы варварское отношение к природе, практикующееся в России и хотите ли вы подобного для нашей страны"? Надо все вопросы честно сформулировать, Аслан Георгиевич!” - обращается к Аслану Бжания, заговорившему о возможном референдуме, о том, что без России Абхазии деваться некуда и о намерении интегрироваться в союзническое государство, один из абхазских интернет-пользователей.

А у меня к г-ну Бжания такой вопрос: уверены ли Вы в том, что без России Абхазия пропадет? Может как раз наоборот – она пропадет с Россией или в России? Ведь история взаимоотношений самых разных стран и руководств с Москвой не раз доказывала правомерность слов Томаса Джефферсона: “Тот, кто жертвует своей свободой ради безопасности, в итоге не получает ни того, ни другого!”.

Екатерина Цанава

________________________________________________________________________________________________

Материал подготовлен в рамках совместного проекта информационного агентства „Акцент” и неправительственной организации GRASS, осуществляемого при финансовой поддержке Открытого Информационного Партнерства (OIP).