logo.png

საქართველოს რეფორმების ასოციაცია

მრავალპროფილური ანალიტიკური ცენტრი საქართველოში

Пожары и политика

FBABF64F-D12E-414B-9DA3-A74F85696545_w1023_r1_s.jpg
10 იანვარი, 2021
 0

Первая неделя нового года в Абхазии была отмечена плохими новостями; к росту смертности от коронавируса добавились пожары сразу в нескольких районах. И хотя Сухумские власти уверяют, что причин для паники нет, многочисленные сообщения, фото и видеоматериалы в соцсетях оснований для оптимизма пока явно не дают.

Лесные пожары вспыхнули в Абхазии в первые же дни наступившего года. Одно за другим посыпались сообщения о крупных очагах в Гальском, Очамчирском, Гагрском, Гудаутском районах. В Гальском районе дотла сгорели три дома. Пылали сотни гектаров лесных ореховых рощ, являвшиеся основным источником дохода местного населения. А в Гагрском районе пожар и сейчас уничтожает уникальный сосновый лес к северу от города, при этом вплотную – на 150-200 метров приблизившись к населенным пунктам. Общая площадь возгораний по району уже составила более 250 га.

8 января, с утра “правительство” Абхазии распространило заявление о том, что 7 января были ликвидированы пожары в селах Мгудзырхва, Река и Баслаху Гудаутского района, в селе Ганахлеба Очамчирского района, в Гальском районе, а в Гагрском районе “основные источники огня фрагментированы”. «Есть очаги в высокогорной части города, в прибрежной — отдельные очаги с низкой интенсивностью. Четыре пожарные бригады и одна спасательная из Сухумского и Гагрского районов работают над тушением пожара», — говорилось в заявлении. Но позже, в течение дня, как и 9 января в абхазском сегменте соцсетей продолжали появляться неутешительные новости, фото и видео, свидетельствующие о сложности реального положения. А 10 января начальник штаба пожарно-спасательного отряда по охране Гагрского района "министерства" по ЧС Абхазии Давид Бганба проинформировал общественность о том, что дождь, прошедший над Гагрским районом, не смог остановить пожар и огонь по-прежнему продолжает распространяться.

Ко всему прочему, лесной пожар в окрестностях санатория „Москва“ вызвал камнепад у проходящей в горах Гагрского района республиканской автотрассы Псоу-Ингури. По сообщению пресс-службы “министерства” ЧС Абхазии, трассу у въезда в Гагру завалило огромными валунами.

В условиях крайне скудных ресурсов Сухумским властям, пытающимся успокоить население заверениями, что ему ничего не угрожает и оснований для паники нет, все же приходится признавать, что надеются спасатели в основном на погоду. По заявлению “министра” по ЧС Льва Квициния, всю неделю ожидаются дожди, а в горах должен выпасть снег.

На этом фоне, начиная с 5 января Тбилиси не перестает предлагать Сухумским властям всестороннюю помощь. Предложение это уже несколько раз было озвучено посредством «горячей линии». И речь идёт, в том числе, о возможном подключении авиационной техники. Соответствующее заявление сделала сначала Служба государственной безопасности Грузии (СГБ). Позже предложение Тбилиси повторила госминистр по вопросам примирения и гражданского равноправия Тея Ахвледиани. «Были сделаны конкретные предложения. Ждём ответа, после чего сможем незамедлительно подключиться к тушению пожаров», – заявила она.

Но Сухуми отвечает отказом. “Министр” Квициния даже опроверг информацию о предложении Тбилиси, заявив, что абхазская сторона ни к кому за помощью не обращались. “Помощь Грузии для Абхазии неприемлема. Никаких переговоров, никаких попыток не было и быть не может. С грузинами мы никогда не имели никаких контактов” – добавил он.

Отклонил предложение Тбилиси и секретарь “Совета безопасности” Сергей Шамба, заявив сначала изданию “СОВА”, что в помощи Тбилиси «нет необходимости, абхазские службы справляются», а позже, в интервью Общественному вещателю Грузии («Первому каналу») добавив, что в Абхазии «не рассматривают помощь Грузии и в случае необходимости обратятся к российским коллегам, с которыми у абхазских служб очень хорошие отношения». «Понадобится – обратимся к российской стороне. Уже были прецеденты такой помощи – в горах Абхазии при тушении пожаров с привлечением российских вертолетов», – отметил он.

В свою очередь “Общественная палата” Абхазии, не разделяющая, видимо, мнения о том, что собственных ресурсов на данном этапе вполне хватает, предложила уже сейчас обратиться за помощью к России, указав на близость пожаров к территории РФ.

Но вот у “министра” Квициния, у ведомства которого нет собственной авиации для тушения лесных пожаров в труднодоступных местах, оказался несколько иной взгляд на эту перспективу. По его словам, просить у России вертолеты смысла нет, поскольку у Абхазии нет и необходимого для них топлива: “[…] День работы авиации – это около 50 тонн керосина, такого количества топлива у нас нет, это невозможно. Все, что касается вертолета, самолета, это совершенно неподъемные суммы для нашей страны. Привезти вертолет ничего мне не стоит - напишу, попрошу, решим вопрос, а что дальше? Чем я буду его заправлять? Он полетит на заправку в Сочи и пока долетит туда, у него топливо закончится».

Это заявления “министра” вызвало широкий резонанс. Такое положение дел во взаимоотношениях с Россией, которую еще совсем недавно в Абхазии считали другом, оказалось неожиданностью для некоторых неосведомленных граждан (видимо, не все следили весь прошлый год за поведением российского “партнера”, месяцами “забывающего” помочь Абхазии в разгар пандемии и вместо помощи устроившего ей медицинскую блокаду, не забыв при этом полностью прекратить финансовую помощь и закрыть “границу”, фактически "запоров" тем самым турсезон). Но большинство оно уже вовсе не удивляет. “Советские времена давно закончились и в XXI веке работает рыночная экономика, где за любой сервис надо платить. А как же стратегическое партнёрство с Россией? - спросите Вы. Ответ прост: Россия распрощалась с инерцией 90-х годов и перешла на более прагматический подход, что мы имели возможность лицезреть весь минувший 2020 год. Т.е. либо Абхазия платит (а платить нечем), либо добро пожаловать в СССР-2, со всеми вытекающими последствиями - тогда и будут бесплатные пряники” – ответил недоумевающим согражданам один из абхазских интернет-пользователей. “Обращение к РФ не имеет смысла без определения оплаты услуг пожарной авиации. А пока у нас не хватает денег ни то что бы на приобретение пожарной авиации, но даже на её аренду” – отметил другой.

Многим интересно, почему до сих пор молчит сам “стратегический партнер” и “друг” - Россия, широко представленная в Абхазии различными структурами, в том числе военными, которые, по идее, уже давно должны были бы кинуться на помощь "другу", но вместо этого почему-то проводят плановые учения МЧС на Рице. “Интересно, с чем связаны трёхдневные плановые учения МЧС, когда у нас полыхает вся страна? Это норма вообще?” - вопрошают абхазские интернет-пользователи в одном из Telegram-каналов.

Что касается мнения рядовых россиян, представление о нем создает соцопрос, проведенный на днях на Telegram-канале "Любимый Сочи" с вопросом: "Поехал бы помогать Абхазии тушить пожар?". Ответы российских пользователей распределились следующим образом: 40% отказали бы в помощи, считая, что “и Россия не должна помогать”; 27% не хотят, чтобы Абхазии помогли; 18% готовы оказать помощь; 15% помогут только в случае ухудшения ситуации.

Пока молчит о желании помочь Родине и коррумпированная пророссийская оппозиция, члены которой, как указывают многие абхазские интернет-пользователи, “вполне могли бы лично закупить необходимый инвентарь и встать рядом с пожарными и волонтёрами в тушении пожаров”. Вместо этого реваншистски настроенные оппозиционеры, судя по всему, решили воспользоваться даже бедствием в своих политических целях. "Похоже, наша оппозиция перешла в наступление и решила использовать проблему лесных пожаров для давления и обвинения власти в бездействии. Пока это делает "карманный рупор" одного из лидеров ветеранской общественной организации "Аруаа" Наира Амалыиа. Думаю, скоро и сами лидеры оппозиции начнут публиковать свои заявления. Это использование общенационального бедствия в политический целях, как одна из форм борьбы за власть" - пишет один из абхазских интернет-пользователей другого Telegram-канала.

Так на кого или что рассчитывает в этой ситуации Сухуми? Получается, отказываясь от предложения Тбилиси, абхазские власти надеются лишь на милость погоды? А что, если она опять подведет (ведь дождик Гагре особо не помог), или например, обнадеживающий прогноз синоптиков на ближайшие дни вообще окажется неточным? Ведь речь тут идет о необходимости спасения уникальной природы, флоры, фауны, природного баланса, восстановить который даже через много десятилетий может оказаться невозможным (наглядным примером тому служат спаленные “доблестной” российской авиацией в 2008-м году в Боржомском ущелье – на территории, где боевые действия вообще не шли, горы, по сей день стоящие голыми и сжимающие своим апокалиптическим видом сердце любого проезжающего по трассе человека), да и о потенциальной опасности для жизни людей!

Что это – опять пресловутая политика? И насколько правильно позволять политической конъюнктуре править балом в подобных ситуациях? Ведь даже звери в условиях стихии – будь то засуха, лесные пожары или наводнения, безо всяких переговоров и долгих раздумий объявляют перемирие! Кроме того, разве Тбилиси требует что-либо взамен? Разве приняв необходимую помощь, Абхазия поплатится чем-либо в политическом смысле?! Думаю, Сухуми стоит задуматься над этим, пока не стало поздно.

Екатерина Цанава

____________________________________________________________________________________________________

Материал подготовлен в рамках совместного проекта информационного агентства „Акцент” и неправительственной организации GRASS, осуществляемого при финансовой поддержке Открытого Информационного Партнерства (OIP).