logo.png

საქართველოს რეფორმების ასოციაცია

მრავალპროფილური ანალიტიკური ცენტრი საქართველოში

Абхазия: други-недруги и “враги”, выдуманные “другом”

132681303_868703367003526_7885988007084439211_n.jpg
15 იანვარი, 2021
 0

После сложного во всех отношениях 2020-го года новый - 2021-ый для Абхазии начался тоже не особо радужно. Пандемия коронавируса, политический, экономический и энергокризисы прошлого года остаются в силе, а после недельных лесных пожаров с высокой вероятностью можно прогнозировать нешуточные проблемы и в сфере экологии.

Если подытожить нынешнее положение дел, проблемы лишь растут как снежный ком, собственных ресурсов для их решения у Абхазии нет, а единственный “друг” и “стратегический партнер” - Россия показал свое истинное лицо и стал вести себя как недруг, со всех сторон загоняя Абхазию в угол, чтобы оттуда прямо втащить в состав РФ под ширмой некоего “нового союзнического государства” или чего-нибудь еще.

Могу заранее сказать, что сейчас всем хором завопят в соцсетях многочисленные кремлевские тролли: “Все это – грузинская пропаганда”, “Россия на самом деле единственный друг и партнер Абхазии”, “Если бы не Россия, Грузия уже давно вторглась бы в Абхазию, чтобы окончательно стереть ее с лица земли”...

Кому верить, мне или им – решать читателю. Я лишь предлагаю подумать: разве друг и “партнер №1” (как на недавней встрече с абхазским лидером назвал Россию ее президент В. Путин) в течение многих лет подсаживал бы друга на собственную финансовую иглу, заставляя позабыть о необходимости развиваться и крепнуть самостоятельно, чтобы потом – в самый сложный момент X устроить ему финансовую блокаду? Разве друг и партнер №1 может на фоне прекращения финансирования взять и закрыть границу в период туристического сезона, чтобы оставить Абхазию без одного из немногих источников собственного дохода (сюда же добавлю тему абхазских цитрусов, по “доброй” воле “партнера №1” гниющих в машинах на границе)? Разве друг может устраивать другу в разгар коронавирусной пандемии медицинскую блокаду, а после, когда Абхазия сумеет сама договориться с Турцией о закупке у нее всего необходимого для борьбы с коронавирусом на условии оплаты древесиной, взять и спалить леса (с высокой вероятностью, специально с этой целью заслав в Абхазию несколько российских граждан, которые уже пойманы, но пойманы российской стороной – после перехода из Абхазии на территорию России, а значит, и “разбираться”, а точнее НЕ разбираться с ними будет Россия) и на фоне уже бушующего огневого апокалипсиса отказать другу в помощи авиацией? Разве друг будет самыми гнусными методами заставлять друга продать ему все самое ценное (земли, недвижимость, стратегические энерго и иные объекты)? Разве будет надежный партнер вообще диктовать своему другу выигрышные для него, но пагубные для Абхазии условия действий, прописанные в присланной из Москвы “Программе формирования единого социально-экономического пространства” (если кто все еще не читал, может ознакомиться с ней на сайте “президента”)? Перечень вопросов можно еще долго продолжать, но думаю, даже этого вполне достаточно, чтобы понять, что не дружба это вовсе и не партнерство – ни №1, ни №2 и даже ни №1000. Это использование, порабощение, поглощение. Так может вести себя лишь недруг – причем реальный, а не выдуманный теми самыми троллями, годами запугивающими население Абхазии страшилкой о Грузии.

Спросите, а зачем это России надо? А надо ей это для того, чтобы завуалировать собственные деструктивные действия и планы, перенаправив внимание граждан с реальных угроз на иллюзорные и отведя тем самым справедливое недовольство населения от себя; чтобы отбить возможные мысли и желание смотреть в какую-либо другую сторону, кроме как на Россию - ведь это могло бы помешать уже практически нескрываемым аннексионным планам Кремля, прописанным в 45 пунктах той самой “Программы”, на реализацию которых “друг” и “партнер” отвел Абхазии срок в пару лет.

Именно поэтому любые попытки сравнительно новых абхазских властей наладить сотрудничество с кем-либо третьим в корне пресекаются Москвой. Именно поэтому коррумпированная пророссийская оппозиция, вынашивающая реваншистские планы, встала на дыбы, узрев в утвержденной недавно абхазским лидером Асланом Бжания “Концепции внешней политики Абхазии” пункт («Республика Абхазия допускает возможность создания условий для формирования дополнительного формата многоуровневых переговоров между Грузией и Республикой Абхазия, в рамках которого появится возможность обсуждать с грузинской стороной вопросы, представляющие взаимный интерес, решение которых в рамках Международных Женевских дискуссий не представляется возможным»), допускающий столь необходимое для оказавшейся перед реальной угрозой поглощения Россией Абхазии диалог и сотрудничество с Тбилиси. Наблюдая за действиями такой оппозиции, невольно вспоминается известное изречение Ганди: “Самый опасный враг – не колонизатор и оккупант, а твой соотечественник, прикормленный оккупантом”.

Учитывая все вышесказанное, совсем не сложно представить, в насколько сложном положении приходится работать Аслану Бжания и его команде. Но выбор, стоящий перед ними, прост. Можно позволить верному союзнику Москвы – коррумпированной оппозиции взять инициативу в свои руки, повлиять на политическую повестку дня и протащить таки “Программу” с конечной целью вхождения Абхазии в состав России. А можно, отстояв свою позицию, отстоять и Абхазию, ее право самой решать, с кем сотрудничать, чтобы начать наконец самостоятельно развиваться, сохранив при этом ростки демократии, которых в Абхазии даже в такой сложный период гораздо больше, чем в России, и создать в итоге следующим поколениям хорошую перспективу на лучшее будущее.

Екатерина Цанава

_____________________________________________________________________________________________

Материал подготовлен в рамках совместного проекта информационного агентства „Акцент” и неправительственной организации GRASS, осуществляемого при финансовой поддержке Открытого Информационного Партнерства (OIP).