logo.png

საქართველოს რეფორმების ასოციაცია

მრავალპროფილური ანალიტიკური ცენტრი საქართველოში

Кто и почему в Абхазии за, а кто против вечного рабства

Screenshot_at_2021-02-04_19-05-03.png
20 თებერვალი, 2021
 0

Если говорить коротко о том, как живет сегодня Абхазия, описать ситуацию можно как наисложнейшую, непонятную и изменчивую. И дело тут не только в посыпавшихся на республику проблемах, пандемии, экономическом кризисе, отсутствии как денег, так и элементарных условий жизни. Больше всего и так не спокойную лодку жизни абхазского общества раскачивают внутренние политические дрязги.

Власть и оппозиция уже который год ведут непримиримую борьбу за электорат, а по сути - сторонников, готовых в случае необходимости штурмовать президентский дворец, чтобы усадить во главу страны человека из своего клана. И если ранее этот «диалог» между воюющими за власть сторонами велся в рамках хоть каких-то приличий, то сейчас он принял поистине хаотичный характер. Население Абхазии с трудом пытается уследить за тем, кто с кем и против кого «дружит».

Одним из последних скандалов, все больше набирающих обороты и уже возведенных в ранг предательства, связан с интервью секретаря Совета безопасности Сергея Шамба, в котором он всего-то высказал мысль о том, что Абхазия готова к диалогу с Грузией, ведь дипломатия – единственно возможный путь для взаимоотношений двух соседних государств.

«Есть вопросы, которые и сегодня решаются в двухстороннем формате. Это вопросы, связанные с работой Ингурской гидроэлектростанции, это контрабандная торговля, которая сегодня происходит и не может нас не беспокоить. Я за то, чтобы всегда было много каналов связи. Мы не можем довольствоваться тем, что у нас есть единственный канал переговоров – это Женевские встречи. Речь идет о том, чтобы находить новые, дополнительные каналы», - заявил Сергей Шамба.

В ответ на его слова оппозиционная ветеранская организация «Аруаа» устроила прямо-таки демарш, закончившийся требованием немедленной отставки Шамба.

«Получив такой подарок от наших властей, Грузия, для реализации своих политических целей через экономику, начнет политику демпинга с целью вытеснения с нашего рынка товаров из России. Отдельные предприниматели начнут завозить товары из Грузии, у них появятся грузинские компаньоны, будут налаживаться горизонтальные связи, все это - в ущерб нашим производителям и без признания нашего государства. Открытие официально нового рынка сбыта для грузинских товаров благоприятно скажется на грузинской экономике и, как следствие, приведет к увеличению возможностей грузинской армии, и отрицательно - на экономических отношениях с РФ», – говорится в распространенном «Аруаа» заявлении.

Но при чем тут Россия и какое она имеет отношение к внутренним вопросам Абхазии, оппозиционеры сказать не смогли.

«Чего только не прочтешь, аж диву даешься. «Аруаа» вообще понимают, что написала? Продавая свои товары в Абхазии, Грузия, оказывается, поднимет свою экономику до таких высот, что сразу бросится вооружать армию. Большего бреда я не читала! Если наш абхазский рынок такой огромный, что в сей момент все население может озолотиться, да еще и вооружиться, то почему мы живем в нищете? Абхазский рынок открыт для целой России, которая в десятки раз больше Грузии, а результат - ноль. Об этом «Аруаа» не хочет сказать? Я понимаю, оппозиция обязана критиковать, но превращать это в бред не стоит. Население у нас не настолько глупое, как думает «Аруаа» и люди сами выберут, что для них лучше», - считает наша собеседница Елена.

Тем временем тема нормализации торговых отношений с Грузией в абхазском обществе раскрутилась настолько, что в скором времени инициатива Шамба превратилась в некое «предательство», «сдачу интересов государства» и отказ от хорошо налаженных экономических отношений с Россией.

«О каких хороших экономических взаимоотношениях с Россией говорят бывшие чиновники? Смешно их читать. Может они не в курсе, какой кошмар творился на российской границе в мандариновый сезон? Или они забыли, что для вывоза любого товара из Абхазии, будь то мед, чай, орех или что другое, Россия создает нечеловеческие условия, повышает платежи, требует мзду? Прежде чем говорить о якобы нормальных взаимоотношениях с Россией, лучше бы решили этот вопрос», - считает наш собеседник Ираклий.

«Наши бизнесмены задыхаются от этих суперналаженных отношений с русскими. Непосильные налоги, куча документов, образцы которых они из раза в раз меняют. То жучок, то клоп, то мошка. Абхазские товары завозить к себе Россия нам не дает, а их товары к нам завозятся втридорога. И так на протяжении 25 лет. Если это и есть хорошие экономические взаимоотношения, то уж лучше наладить торговые отношения с врагом, чем с таким другом», - говорит наш собеседник, предприниматель Сергей.

Борьба оппозиции за политический электорат привела к тому, что президент Аслан Бжания провел ряд совещаний на эту тему. Абхазские СМИ описывали каждый из них, и все же многое из этих встреч осталось за кадром. А именно тот факт, что налаживание торгово-экономических связей с Грузией для Абхазии единственная возможность выйти из-под гнета стратегического партнера и выжить.

«Россия и так давит на нас, блокирует финансы, пересматривая договоры и соглашения, требует подписать и реализовать губительные для Абхазии проекты. А тут еще и оппозиция будто подыграет русским, пытается сжечь все мосты вокруг Абхазии, вокруг ее возможностей общения, налаживания диалога с окружающими странами», - рассказал наш источник в Администрации президента Абхазии.

А самое главное, что торговые отношения, несмотря на неурегулированность политического статуса, у Абхазии с Грузией на протяжении 30 лет есть. Ежедневно в Грузию и обратно контрабандой перемещаются сотни тонн товаров, которые нигде не учитываются. Соответственно никаких доходов наше государство не получает, так как вся прибыль оседает в карманах неких расторопных «дельцов». По этому вопросу позиция президента Абхазии однозначна – в этой сфере необходим контроль государства. «Продукция, которая поступает из Грузии, это существенная часть нашего товарооборота. С этим что-то надо делать. На миллиарды рублей продукция из Абхазии уходит в Грузию», – заявил Аслан Бжания.

У оппозиции, однако, на этот счет совсем другое мнение. В своем весьма патриотичном заявлении они лишь вскользь затронули эту тему, перепоручив борьбу с контрабандой правоохранительным органам. Оно и понятно, ведь ни для кого в Абхазии не секрет, что большая часть дохода от этой самой торговли с Грузией оседает в карманах тех самых, выступающих против налаживания торгово-экономических отношений оппозиционеров.

«Народная торговля в Галском районе процветает и давно уже набрала весьма серьезные обороты. За одну ночь в Абхазию заезжают десятки фур с разными сельхозтоварами и стройматериалами. Это уже давно все знают. И попытка оппозиционеров прикрыть ухудшением отношений с Россией свое участие в этой торговле выглядит жалко. Решать им, что для нас - простых людей лучше, мы не позволим!», - говорит наш собеседник Георгий.

Мнения жителей Абхазии по вопросу налаживания торговых отношений, которым так часто апеллирует «Аруаа», никто не спрашивал. Никаких массовых опросов на эту тему не проводилось. Те немногие, с кем нам удалось поговорить, уверены, что если такой опрос проведут, то результаты ошеломят не только оппозицию, но и всех тех, кто так рьяно противостоит этим обычным бытовым процессам. А все потому, что люди устали жить плохо и с протянутой рукой. Им очень хочется с надеждой смотреть в будущее. И если для достижения этого минимума нужно перевести негласные торговые отношения с Грузией в официальные, значит, так тому и быть. Абхазии уже давно нужно разговаривать не только с Россией, но и с окружающим миром. И диалог этот может принести если не ощутимые, то все же результаты. А загоняющий нас в угол стратегический партнер, друг и сосед - Россия поймет, что Абхазия выбирает альтернативу вечному рабству.

Астанда Бганба

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенной Абхазии

_____________________________________________________________________________________

Мнения, высказанные в публикации, передают взгляды автора и необязательно отражают позицию редакции