logo.png

საქართველოს რეფორმების ასოციაცია

მრავალპროფილური ანალიტიკური ცენტრი საქართველოში

Чего и почему Абхазия требует от Грузии по части неприменения силы?

Screenshot_at_2021-04-21_18-14-15.png
21 აპრილი, 2021
 0

На протяжении многих лет мы регулярно слышим от наших политиков, что Грузия готовит новую агрессию, что Тбилиси до сих пор рассматривает сценарий силового захвата Абхазии, что вот, мол, грузины закупили дроны и вместе с НАТО чуть ли не завтра ворвутся в наши дома. И в качестве аргумента всегда приводится один довод – «Грузия до сих пор отказывается подписывать обязательство о неприменении силы».

Не знаю, какие именно мысли кроются в головах грузинских правителей, но очень хочется разобраться в данном вопросе детальнее.

Действительно, Грузия до сих пор не подписала соответствующий договор с Абхазией. И если опираться лишь на этот один голый факт, аргумент, вроде как железный. А раз нет документа, который мы хотим, значит, Грузия будет с нами воевать. Но так ли все на самом деле?

Для начала давайте определимся, чего именно мы требуем от Грузии, и насколько наше требование выполнимо. Все мы прекрасно знаем, что Грузия Абхазию не признаёт и вряд ли когда-нибудь признает. Тогда как скажите на милость, Грузия может подписать с нами соглашение о неприменении силы, не признавая нас? Требовать этого от них – то же самое, что Тбилиси потребует от Абхазии отказаться от нашего суверенитета и независимости. Как мы на это никогда не пойдем, так и Грузия никогда на это не подпишется. Такова реальность и надо исходить из нее.

А теперь давайте рассмотрим этот вопрос с точки зрения международного права. Подписать такое соглашение с Абхазией Грузия не может, поскольку документы, имеющие международно-правовую силу, подписываются исключительно международно признанными субъектами, которые помимо всего мира еще и друг друга признают. По этой же причине Китай и другие государства из числа не признающих Тайвань, не имеют с ним никаких официально подписанных соглашений. Точно так же Северный Кипр не имеет никаких официальных соглашений с теми государствами, которые его не признают. Подобная ситуация и с Косово. То есть, на сегодняшний день подписание двустороннего соглашение просто невозможно - возможным это станет лишь в случае официального признания Грузией независимости Абхазии.

Безусловно, мы можем продолжать стараться получить признание от других государств, так как это, к примеру, произошло в случае Косово. Если бы почти все члены Евросоюза, США, и порядка ста государств нас признавали, как признают Косово, может Грузия, как Сербия с Косово под давлением ЕС и США с нами такой или другой документ и подписала бы. Но пока такого количества признания у нас нет. Значит, пока только Россия, Сирия, Венесуэла, Никарагуа и Науру нас признают, а Вануату с Тувалу то ли признают, то ли нет, требовать подписания документа о неприменении силы от Грузии не имеет смысла. Пробовать, конечно, можно, но надо понимать, что мы от Грузии признания не выбьем.

Есть ли другие способы, в том числе и международная правовая практика, когда государство берет на себя ответственность что-то делать, или наоборот не делать, не подписывая с другой стороной подобный документ? Да, такая практика есть. В международном праве это называется односторонним взятием международных правовых обязательств. То есть, любое государство может взять любую обязанность в одностороннем режиме, заявив об этом в ООН. Международный суд в Гааге в 1974 году в своем решении о ядерных тестах (Франция против Новой Зеландии) допустил такую возможность. В 2006 году Комиссия Международного Права издала рапорт о руководящих принципах, применимых к односторонним заявлениям государств, способным привести к возникновению юридических обязательств. Есть несколько десятков случаев, когда государства брали какое-либо обязательство в одностороннем порядке. Раз так, значит, и мы можем потребовать от Грузии взять обязательство не применять силу в отношении Абхазии в одностороннем порядке. Так почему мы этого не делаем? Хороший вопрос, не правда ли!

И вот, мы, наконец, пришли к факту, так старательно скрываемом нашими родными абхазскими политиками. На самом деле, Грузия такое обязательство уже взяла. Спросите когда??? Отвечаю. Еще в ноябре 2010 года, когда президент Грузии выступил в Европарламенте и написал письма Генеральным секретарям ООН, НАТО, ОБСЕ, Совета Европы, а также лидерам Евросоюза и США, в которых подтвердил, что «Грузия никогда не станет использовать силу для восстановления своей территориальной целостности и суверенитета».

Сразу после войны 2008 года президент Грузии также подтвердил Евросоюзу обязательство не применять силу в отношении Абхазии. И тогдашний президент России Дмитрий Медведев в сентябре 2008 года, на совместной с президентом Франции Николя Саркози пресс-конференции подтвердил, что «такие гарантии уже получены». Никто из нас тогда не задался вопросом, о чем же говорил Медведев, что он имел в виду! А говорил он о письме Михаила Саакашвили к Николя Саркози и президенту Еврокомиссии Баррозо, в котором он отказывался применять силу в отношении Абхазии.

Вы можете сказать - власть в Грузии изменилась в 2012 году. Разве слова или письмо Саакашвили может иметь силу? Сразу поясню, смена власти не освобождает государство от тех обязательств, которые были взяты предыдущими правительствами. Это первое.

Второе. В 2012 году новое правительство Грузии подтвердило это одностороннее обязательство в парламенте, приняв резолюцию, в которой прямо сказано, что «Грузия подтверждает взятое ее президентом в 2010 году обязательство о неприменении силы».

Так что получается в итоге? Оказывается, Грузия уже взяла обязательство не применять силу, и этот документ является точно таким же международно-правовым инструментом, как и двустороннее соглашение.

Сейчас какой-нибудь крайне осведомленный критик скажет - мы не обязаны признавать этот инструмент международного права, так как Абхазия не является государством-членом ООН и не признана всем миром. И насколько взятие Грузией какого-то обязательства соответствует нашим интересам и для нас приемлемо? Безусловно, хороший вопрос. И ответ на него для нас, скажу честно, весьма неутешительный.

На самом деле, Абхазия давно признает факт существования односторонних обязательств как инструмент международного права. И не только признает, но даже сама взяла в одностороннем порядке обязательство не применять силу против Грузии. В 2010 году президент Сергей Багапш написал письмо Генеральному секретарю ООН, в котором подтвердил, что в ответ на взятое Саакашвили обязательство и Абхазия будет искать лишь мирные пути решения конфликта. Кстати, тогда донести это письмо до Генсека ООН помогли нашим дипломатам российские друзья из миссии РФ в ООН.

Получается, что обязательство не применять силу давно взяли на себя и Абхазия и Грузия. С точки зрения международного права, эти заявления точно так же обязывают и нас, и грузин, как если бы мы совместно подписали такой документ. Единственная разница лишь в том, что подписывая совместный документ о неприменении силы, Грузии пришлось бы признать нашу независимость.

Вот так, копнув чуть вглубь и разобравшись в происходящем мы сумели понять, что никакой нужды в подписании такого документа реально, не существует. Грузия, так же как и мы, обязана не применять силу. И вопрос этот, реально, давно закрыт.

Так почему же, спросите вы, каждый раз, абхазские политики, или представители Абхазии на Женевских переговорах всегда требуют подписания договора о неприменении силы, если такое обязательство Грузии уже существует? Единственное объяснение заключается в том, что абхазская сторона, таким образом, пытается либо блокировать решение разных вопросов, которые на переговорах, ей скажем так, не по душе, либо просто держит грузин за дураков и хочет выбить из них таким путем международное признание Абхазии. Как говорится, не мытьем, так катаньем.

Так или иначе, наши политики лукавят — лгут и самим себе, и всему абхазскому народу, и международному сообществу, которое, кстати, прекрасно разбирается во всех нюансах этого вопроса.

Выходит, идет какая-то игра. Вот только сильно сомневаюсь, что задумана она нами.

Кристина Авидзба

____________________________________________________________________________

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенной Абхазии

____________________________________________________________________________

Материал подготовлен в рамках совместного проекта информационного агентства „Акцент” и неправительственной организации GRASS, осуществляемого при финансовой поддержке Открытого Информационного Партнерства (OIP).