logo.png

საქართველოს რეფორმების ასოციაცია

მრავალპროფილური ანალიტიკური ცენტრი საქართველოში

«Абхазия вновь осталась без перспектив на полезный диалог с Грузией, теперь у нас есть только Россия и полная бесперспективность впереди!»

A65A5096.jpeg
27 მაისი, 2021
 0

В декабре прошлого года президент Абхазии Аслан Бжания утвердил концепцию внешней политики республики, ключевой пункт которой оговаривал возможность создания условий для формирования дополнительного многоуровневого формата переговоров с Грузией. Впервые в послевоенной истории, глава абхазского государства не только озвучил свои намерения в этом направлении, но и обозначил его одним из пунктов внешнеполитического курса республики.

Желание Абхазии обсуждать с грузинской стороной вопросы, представляющие взаимный интерес в совершенно новом виде, конечно же, не могли прийтись по вкусу стратегическому партнеру - России, которая, безусловно, в этом увидела некую попытку сместить ракурс взаимоотношений с последующим выходом Абхазии из российской орбиты влияния. Но даже при всем своем отрицательном восприятии произошедшего, Кремль все же сумел воздержаться от каких-либо официальных комментариев, сохранив хорошую мину при плохой игре. Но это - лишь внешне. На самом деле, президент Абхазии подвергся, прямо скажем, жесткой инквизиции влиятельных российских чиновников, которые не просили, а требовали изъять этот пункт из документа. В случае непослушания Абхазии были обещаны всевозможные небесные кары, перед которыми республика физически не смогла бы выстоять.

Аслан Бжания критику российских коллег пропустил мимо ушей, сказав лишь, что Абхазия пока еще в состоянии самостоятельно выбирать лучшее для своего будущего. Кремль взял тайм-аут. А оппозиция, день за днем верещавшая о предательстве и сдаче интересов государства, все никак не могла успокоиться. Заявления, обращения, брифинги и пресс-конференции. Чего только за эти месяцы не было. Но Аслан Бжания был непоколебим.

И вот вдруг, спустя 5 с лишним месяцев после утверждения концепции, глава абхазского государства изъял из внешнеполитической концепции Абхазии пункт о многоуровневых переговорах с Грузией. Неожиданно. Причем как для оппозиции, так и для населения. Без каких-либо объяснений.

«Я не понимаю произошедшего. С чего вдруг президент решил столь кардинально изменить этот важный документ?! Может кто-то надавил, и он сдался? Тогда почему нам не дают никаких объяснений?! Все неспроста, ясен перец», - считает наш собеседник Виктор. По мнению мужчины, могло случиться что-то экстраординарное, из-за чего президент Абхазии принял такое молниеносное решение.

«Аруаа» потребовали и президент убрал этот пункт из документа... Вы серьезно?! Да это же смешно! «Аруаа» уже полгода вопили об этом, но никто на их слова не обращал внимания. Население уже давно относится к ним, как к лицемерам. Обиженные ветераны войны, большая часть из которых разграбила нашу страну, обогатилась за наш счет, а все в политиканов не наиграются. Нет, тут кто-то похлеще подключился, да так, что Бжания резко изменил свое мнение. И этот кто-то, похоже, весьма влиятельная фигура», - считает наша собеседница Мария.

Как бы то ни было, пару дней назад Абхазия, некогда сделавшая новый и очень важный шаг в развитии собственного внешнеполитического курса, вернулась на круги своя, откинув международный имидж республики на десятки, если не сотни лет назад.

«Что мы имеем по факту? А ничего нового! Отменив свое решение, президент всем гражданам страны как бы сказал – теперь у нас есть только Россия и полная бесперспективность впереди! Будем жить с Россией, как и раньше - плохо. Альтернативы больше нет. У Абхазии есть только Россия, как бы плохо нам от этого не было», - считает наша собеседница Сария. По мнению женщины, наше государство вправе самостоятельно вести переговоры с Грузией, без помощи посредников и так называемых «друзей», которые не национальные интересы Абхазии будут отстаивать, а свои собственные - шкурные защищать.

Другой наш собеседник - Даур уверен, что изъятие пункта о многоуровневых переговорах с Грузией не даст Абхазии ничего хорошего. «Лучше бы уж этот пункт изначально не включали в концепцию. Теперь мы похожи на полоумных – то хотим переговоров, то нет. Государство, которое так себя ведет, априори не может выглядеть серьезно. И это неоспоримый факт», - уверен Даур.

Большинство наших собеседников считают случившееся плохим знаком, ведь лучше нас самих никто не сможет отстаивать интересы Абхазии. И теперь, получается, об Абхазии, о ее нуждах и чаяниях снова будут говорить третьи лица.

«Абхазия вновь осталась без перспектив на хороший и полезный диалог с Грузией и лишилась возможности оперативно решать возникающие вопросы. Женевская площадка не в счет. Мы не должны забывать, что там наша республика представлена даже не как сторона, а просто как наблюдатель. Мы не имеем права ни то, что голоса, но даже на реплику или замечание. В Женеве Россия говорит о нас с Грузией, словно мы невидимые и наших представителей там нет. Новая концепция была хорошим выходом, который мог позволить Грузии услышать наш голос, наше мнение и, исходя из этого, совместно с нами принимать решение по возникающим проблемам. Теперь же мы лишились такой возможности», - уверен наш собеседник Реваз.

Однако по мнению нашего источника из окружения президента Абхазии, не все так плохо, как кажется. Да, из концепции внешней политики страны пункт о переговорах с Грузией исключен, но по-прежнему остается незыблемым стремление руководства наладить торговые и экономические связи с Грузией, придав им официальный характер. «На намерения наладить торговые и экономические отношения с Грузией последнее решение президента никак не повлияло. Будем вести диалог в этом направлении и надеемся на отклик со стороны Грузии в этом вопросе», - сказал нам источник в Администрации президента Абхазии.

За месяцы прошедшие с момента принятия новой внешнеполитической концепции Абхазия подверглась колоссальному давлению со стороны России, которая была ой как против такого проявления самостоятельности абхазов. Но наше руководство не сдалось.

Оппозиция, ряды которой редеют с каждым днем, не в счет. Тут игра шла по-крупному. И неожиданно, как снег, на голову абхазскому обществу свалилась новость, которая большинство населения ошарашила и озадачила.

Главный вопрос, который вот уже третий день на повестке дня – причина, вынудившая президента Аслана Бжания принять диаметрально противоположное предыдущему решение. Ответа на него нет. Пока нет. Хочется надеяться, что причина, вынудившая его сделать столь опрометчивый для серьезного политика шаг, весьма весомая. Иначе все это будет выглядеть как детские игры в песочнице, утешительный приз которой - «вечная дружба» только с Россией.

Кристина Авидзба

____________________________________________________________________________

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенной Абхазии

____________________________________________________________________________

Материал подготовлен в рамках совместного проекта информационного агентства „Акцент” и неправительственной организации GRASS, осуществляемого при финансовой поддержке Открытого Информационного Партнерства (OIP).