logo.png

საქართველოს რეფორმების ასოციაცია

მრავალპროფილური ანალიტიკური ცენტრი საქართველოში

"Молчать мы не будем!" - Как борьба Кремля со свободой слова скажется на Абхазии

1023270286.jpg
25 ივნისი, 2021
 0

Кто только не высказывал свое мнение об Абхазии, о ее укладе жизни, статусе и еще много чем другом. Частенько эти высказывания носили откровенно оскорбительный характер не только для отдельных лиц, групп и политических сил, но и для народа в целом. Чаще всего подобные ситуации вызывали праведный гнев абхазского общества, которое неделями «переваривало» слова Прилепиных, Залепиных, Рогозиных и еще десятка российских чинуш самого разного пошива. А абхазские власти хранили молчание, лишь изредка прерывая его по неизвестным народу причинам.

Плеяду российских политических и общественных деятелей, столь упорно «болеющих» и «переживающих» за будущее Абхазии, почти с самого момента своего назначения пополнил чрезвычайный и полномочный посол России в Абхазии Алексей Двинянин, который уже не впервой позволяет себе высказываться о делах внутренних, активно вмешиваясь в процесс жизнедеятельности государства.

Последнее его заявление, в котором посол Двинянин облек указания Москвы в призыв к Парламенту Абхазии «не бояться» и сделать «благое» собственному государству, у абхазского общества почему-то вызвало менее агрессивную реакцию. За исключением нескольких комментариев, это действо, можно сказать, прошло мимо внимания граждан. И вот почему. С 2014 года в Госдуме России разрабатывался законопроект об уголовном наказании за «антироссийские» публикации. Именно тогда под некие санкции «защиты интересов России» попали ряд крупных российских СМИ, такие, как «РИА Новости», «Дождь», «Росбалт», «Лента.ру». Кого-то закрывали по условно экономическим причинам, кого-то – по очевидно политическим.

«Когда мы узнали о ликвидации «РИА Новости», стало ясно, что ликвидация «Ленты.ру» произойдет вот так же — в один день. Никто не будет больше, как это было с «Газетой.ру», месяцами тянуть волынку, меняя одного за другим главных редакторов, пока, наконец, не назначат нужного. Если говорить об интернет-СМИ, то за них окончательно взялись в сентябре 2012 года. Тогда был принят закон о возрастной маркировке, а за ним подряд еще несколько законов, которые позволили Роскомнадзору, Генпрокуратуре и бог знает, кому еще закрывать СМИ за пропаганду и экстремизм», - говорил в 2014 году начальник рубрики «Интернет и СМИ» издания Lenta.ru Константин Бенюмов.

И правда, «охоту на ведьм» российские власти начали задолго до принятия законов, ограничивающих право на свободу слова. Статус СМИ налагал на издание определенную ответственность, при этом гарантируя и некую защиту. Но российское государство по прихоти отдельных высокопоставленных лиц лишило независимые СМИ этой самой защиты. И завертелось.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков призвал журналистов «не усложнять». Он пояснил, что «данные меры необходимы в условиях, когда на мировой арене нарушаются нормы дипломатии". "Ведь ими зачастую перестали даже пытаться как-то прикрываться, делая попытки вмешаться в дела другой страны» - отметил Песков. Ни больше, ни меньше.

Намного позже российская Госдума примет закон, который полностью ограничивает свободу слова, то есть право человека свободно выражать свое мнение. Забыв, что ст. 29 Конституции Российской Федерации гарантирует человеку и гражданину свободу мысли и слова, власть запретила не только СМИ, но и обычным гражданам высказывать свое мнение, получать и распространять информацию. И по всей России под грифом «иностранные агенты» начались гонения инакомыслящих, чьи высказывания отличались от генеральной линии Кремля.

Какое все это имеет к Абхазии отношение, спросите вы? Самое прямое. Практически 80% населения Абхазии – граждане России. А это значит, что законы Российской Федерации вне зависимости от места проживания распространяются и на них. В тюрьму сажать нас, наверное, российские власти не будут, но создать массу неприятностей, безусловно, могут. К примеру, при переходе границы, при получении российской пенсии или пособия, при обмене паспорта и даже при покупке билета. Тем более что такие прецеденты уже были. Помните депутата Парламента Алмасхана Ардзынба, которого допрашивали на границе сотрудники ФСБ? И таких случаев, я уверена, не мало, ведь способов воздействия на граждан Абхазии из числа граждан России - великое множество. Главная цель – вынудить их молчать и не высказываться плохо о стратегическом партнере, соседе и друге Абхазии.

Именно потому наше общество молча лицезрит непозволительное поведение посла Алексея Двинянина, который наделил себя правом вмешиваться во внутренние дела абхазского государства.

«Слов нет, так нагло! Этот посол никакого доверия не вызывает...»; «Так не должно вести себя дипломатическое лицо. Слишком много он себе позволяет!» - так в социальных сетях отреагировали на слова посла России Двинянина некоторые граждане Абхазии.

«Странное отношение к позиции нашей страны, к вопросам нашей внутренней политики. Наша недвижимость (земля) и распределительные электросети (энергетика) не продаются иностранцам даже для друзей нашего стратегического партнёра. Россия гарант нашей безопасности от внешней угрозы и в Абхазии относятся к ней с искренним дружелюбием. Не надо заставлять, вынуждать принимать решения исходя не из национальных интересов наших стран, а в угоду интересам каких-то частных лиц (группы лиц)», - написал в Facebook пользователь под ником Zakhar Zakhar.

«Для благосостояния кого? 28-летнее благосостояние наблюдаем. Мандариновый клещ мешал вывозить цитрусовые, а так все хорошо)))))))) Элитное содружество», - написал другой пользователь под ником Эргали Гер.

Эксперты и правозащитники ежегодно фиксируют в России рост количества уголовных дел за публикации в интернете. Пользователей судят за картинки с мемами, их репосты и даже лайки. В Абхазии еще ни одного такого уголовного дела не заводилось, но как говорится, все бывает в первый раз. Вот и не хотят жители республики стать мишенью для российских властей, которые в отместку могут создать простым гражданам тысячи проблем.

«Ограничить свободу слова – это как лишить себя самих справедливости, права голоса, возможности мыслить. Отняв у собственного народа право открыто выражать свои мысли, Россия вернулась в 37-ой год, во времена, когда процветал террор и людей казнили за несогласие с происходящими вокруг событиями. С тех пор прошло уже более 80 лет, мир шагнул далеко за пределы той изоляции, в которой люди тогда жили. Все, но не Россия, которая из той истории выводов, как я полагаю, не сделала. Вот и вернулись мы снова к тому страшному времени, когда переживание за судьбу страны приравнивалось к терроризму и измене», - считает наш собеседник Зураб.

«Где это видано, чтобы собственного гражданина государство лишало права голоса, права избираться и быть избранным? Чего боялись те, кто этот бред сумасшедшего под названием «защита Родины» узаконил?! Они забыли Конституцию России?! Получается, их мнения, абсурдные решения выше главного документа, по которому обязана жить вся Россия. Или в погоне за местью, в данном случае Соединенным Штатам за закрытие RT, должны страдать не только все СМИ, но и все граждане?! Уму непостижимо и в голове не укладывается, что высшие лица России, ежедневно вещающие о законе, сами творят беззаконие в угоду собственным интересам», - говорит наша собеседница Сария.

Вот и получается, что живя в независимой Абхазии, мы, как граждане России, лишены права выражать свое мнение о вседозволенности и беспределе «большого брата», который прилагает массу усилий для уничтожения нашей Родины. И пока нас за это еще не трогают. Сомневаюсь, что так будет продолжаться вечно, но отчаиваться точно не стоит. Конституция Абхазии гарантирует нам право свободно выражать свое мнение. Но даже если бы это было не так, смотреть молча на то, что Россия творит с нашей Родиной, мы не будем.

Кристина Авидзба

____________________________________________________________________________

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенной Абхазии

____________________________________________________________________________

Материал подготовлен в рамках совместного проекта информационного агентства „Акцент” и неправительственной организации GRASS, осуществляемого при финансовой поддержке Открытого Информационного Партнерства (OIP).