logo.png

საქართველოს რეფორმების ასოციაცია

მრავალპროფილური ანალიტიკური ცენტრი საქართველოში

COVID в Абхазии: кто на самом деле друг, кто - враг, а кто - просто так

1569743273_0_17_3064_1741_600x0_80_0_0_6530efca77228f379a49886ac2cbb1f2.jpg
21 სექტემბერი, 2020
 0

Ежедневные сообщения оперативного штаба по борьбе с коронавирусом в Абхазии в последнюю неделю похожи на сводки с фронта. Таково мнение большинства жителей республики. И правда, Абхазия ежедневно бьет новые рекорды по количеству инфицированных коронавирусом.

Например, 20 сентября из 225 тестируемых COVID 19 подтвержден у 61 человека. В единственном в республике ковидном центре уже 99 пациентов, 6 из которых в тяжелом состоянии, 14 человек – со средней степенью тяжести течения болезни.

При этом власти Абхазии скрывают информацию о том, что из Гудаутской больницы, на базе которой и был открыт ковидный госпиталь, уже более 10 тяжелых пациентов вывезли на лечение в Грузию. Причины, по которым эта информация не озвучивается местному населению, не совсем понятны. Хотя некоторые наши собеседники уверены, что так руководство страны пытается смягчить тот факт, что Россия не желает лечить граждан Абхазии, потому и приходится направлять пациентов в Грузию.

«Долгое время никого не вывозили в Россию, хотя и были очень тяжелые пациенты. Двоих вывезли и оба скончались. Вот вам правда. Наших зараженных врачей один за другим отправляют в Грузию и не только потому, что этого желают родственники заболевших. Нам открыто говорят, не ждите ухудшения состояния, вывозите в Грузию, потому что в России их не будут лечить», - рассказал нам родственник инфицированного врача Алексей. По словам молодого человека, работники Гудаутской больницы не скрывают того, что ситуация очень плохая. «Послушаешь телевизор, Россия вроде помогает нам. А на деле никакой помощи нет и никакого лечения нет. Лекарств мало, врачей не хватает. В Россию путь заказан. И что нам делать?», - возмущается Алексей.

Так повелось, что Абхазия скрывает не только от своего населения, но и от всего мира усложнившиеся отношения с Россией. Только на этот раз говорить властям ничего и не приходится. Люди все видят сами и более того, открыто говорят об этом. И, тем не менее, раз за разом власти нас убеждают в наличии чудесного взаимодействия с Россией, в помощи и поддержке, продолжая своих больных шито-крыто отправлять на лечение в Тбилиси.

Вообще такая постановка вопроса, как минимум, удивляет, если не сказать большего. Грузия – враг Абхазии, которая мечтает вернуть республику под свою юрисдикцию. Ах да, чуть не забыла – такая ненавистная абхазам Грузия все еще не подписала договор о ненападении, не признала государственность Абхазии и еще великое множество чего не сделала. А Россия стратегический партнер, сосед и друг, который, не смыкая ни на минуту глаз, днем и ночью думает о том, как помочь Абхазии и ее жителям. Тогда почему же спасти жизни своих соотечественников мы стараемся у врага, а не друга?! Может потому, что каждый из нас понимает, кто на самом деле друг, кто - враг, а кто - просто так.

И пока подверженные различной пропаганде злопыхатели в поисках виноватого не накинулись на меня, напомню мудрое изречение – не тот друг, кто медом мажет, а тот кто правду в глаза скажет. И руку помощи протянет.

Пока от России мы слышим лишь слова. Реальной помощи - 0.

Почему я так зациклилась на России? Все дело в том, что именно это государство несколько десятилетий подряд говорит о помощи Абхазии. С 2008 года делает это вроде как абсолютно официально, на основе соглашений, договоров и еще десятка самых разных документов, подписанных между двумя равноправными государствами - Республикой Абхазия и Российской Федерацией. Вот только на отношение полноправных партнеров это взаимодействие похоже меньше всего. Тут впору сказать, что мы даже не как младший брат, а как барин и работник, собственник и раб.

Можете меня клевать, но я правда не верю в то, что оказывая всему миру самую разную благотворительную помощь, Россия не может помочь Абхазии в этот сложный для республики и ее народа период. Тут дело скорее в отсутствии желания. Как иначе можно объяснить отказ от лечения граждан Абхазии в российских клиниках? Как обосновать запрет России на приобретение и вывоз лекарственных препаратов, которые так необходимы для спасения жителей Абхазии сейчас - в период острой фазы коронавируса?

Не желая лечить жителей Абхазии, затягивая республику в финансовую кабалу и еще больший экономический кризис, Россия не строит дружеских и партнерских отношений. И эту истину, я уверена, в Абхазии понимают все. Даже несмотря на дикое нежелание признавать это, в глубине души каждый из нас понимает, что такова правда, от которой никуда не деться.

С начала пандемии особо не верившие в существование вируса кардинально изменили свое мнение. Оно и понятно, теперь-то речь идет не о каком-то неизвестном заболевшем в Китае, Италии или России. Коронавирус пробрался практически в каждую семью, успев забрать жизни 8 граждан Абхазии.

Медики считают, что время упущено. Неверие в болезнь успело сделать свое черное дело. Однако даже сейчас, когда опасность угрожает практически всему пожилому населению республики, всем инвалидам и онкобольным, люди не желают уходить с улиц, не перестают ходить по свадьбам и похоронам.

Перед смертью не надышишься, говорят. В сложившейся ситуации это мудрое изречение приобретает особый, зловещий смысл. Выход, конечно же, есть. В первую очередь мы должны понять, что здоровье и жизнь родных людей сейчас в период пандемии целиком и полностью зависит от сознательности нашего населения.

Абхазская медицина на грани коллапса. Наши врачи хоть и пытаются на эту тему не говорить, мы все понимаем, они противостоят болезни из последних сил. Помощи от России мы, скорее всего, не дождемся. Вот и приходится уповать на заингурских медиков, которые раз за разом протягивают нам руку помощи. Без требований и условий, без пиара и хвастовства.

Рано или поздно, настанет время, когда маски будут сорваны. И тогда мы увидим, кто настоящий, а не призрачный друг Абхазии. Дай Бог, чтобы мы узнали об этом до того, как станет слишком поздно!

Кристина Авидзба

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенной республике Абхазия

__________________________________________________________________________________

Мнения, высказанные в публикации, передают взгляды автора и не обязательно отражают позицию редакции