logo.png

საქართველოს რეფორმების ასოციაცია

მრავალპროფილური ანალიტიკური ცენტრი საქართველოში

"Прелести" российской "партнерской заботы" об Абхазии начинают всплывать на поверхность

510E5E09-F2C6-4FBF-9B15-BA6DE8C55AC7_cx0_cy11_cw0_w1023_r1_s.jpg
25 სექტემბერი, 2020
 0

Фразы "Вас же предупеждали", "Вам же говорили" я очень не люблю, поскольку произносятся они тогда, когда менять что-либо уже слишком поздно. И очень не хотелось бы верить, что к Абхазии они применимы уже сейчас. Но о том, что времени остается все меньше, свидетельствует многое. И все то, что в последнее время не раз писал "Акцент", а всякого рода тролли, как и некоторые наши абхазские коллеги каждый раз пытались выставить "фейками", начинает шаг за шагом подтверждаться. Причем не только словестно, но уже документально.

Я о давнем плане России по присоединению Абхазии, первая законодательная основа для реализации которого была создана еще в 2014 году т.н. большим двусторонним соглашением, а конкретные признаки реализации которого начали проявляться в последние месяцы уже наглядно и форсированно.

Поначалу из Москвы звучали разного рода намеки. Потом различные политические деятели типа Прилепина, Проханова и других стали проговаривать это уже открытым текстом, но в качестве собственных инициатив. А позже очередь дошла и до официальных лиц.

Так, в абхазском обществе вызвали очередной шквал негодования недавние заявления уже российского официального лица - "почетного гражданина Абхазии", депутата Госдумы Константина Затулина. И Затулин решил не оставлять реакцию абхазов без ответа, дав позже интервью ведущему программы «Кавказский характер». Но вместо хотя бы намека на сожаление о сказанном ранее и попытки доказать, что его "не так поняли", он еще более открыто указал Абхазии на печальные перспективы, заявив, что она, как государство, не состоялась и что если в Абхазии примут предлагаемые Россией законы, “у страны есть перспектива», а если нет, то «судьба Абхазии будет сложной”.

Причем все эти информационные вбросы, идущие по восходящей – от Прилепина к уже официальным лицам, происходят на фоне российской финансовой и медицинской блокады оказавшейся в период пандемии в крайне сложной ситуации Абхазии.

Все это, вместе взятое, прекрасно вписывается в общую концепцию формирования образа Абхазии, как “бесперспективного государства”, которое “не может состояться без вхождения в состав России”. Просто Прилепин и Проханов, как “неофициалы”, были честнее, обозначив цель Москвы прямым текстом. Затулин же, как представитель власти, попытался преподнести то же самое в образе "болеющего за Абхазию всей дущой", заявив, что «если бы Грузия признала суверенитет Абхазии, на его улице был бы праздник» (но тут же добавив, что «к большому сожалению, этого не произойдет»).

В эту же общую концепцию вписывается еще одно: г-н Затулин, который периодически точно также позиционирует в образе "болеющего всей душой", но только за грузинский народ, не забыл в грубейшей форме полить грязью и Тбилиси, о сотрудничестве с которым в Сухуми в последнее время говорят все громче и активнее. Цель тут тоже ясна и понятна – чтобы абхазы знали, о сотрудничестве с кем следует думать, а с кем – нет. И вообще, можно ли думать о собственном будущем самим, или за них все будет решать Россия, которая, видимо, все уже давно решила.

"Братский" Кремль все это время продолжает молчать, как и ранее - после оскорбительных идей Прилепина, Проханова и других. И каждый раз, когда различные российские деятели позволяют себе подобные вольности, абхазским властям приходится самим уверять народ в том, что это было выражение исключительно частных взглядов. Но Кремль ведь промолчал и после недавнего протестного заявления абхазского "Мида" о том, что решение о "независимости" Абхазии ревизии не подлежит, - из Москвы не последовало ни подтверждения этой мысли, ни малейших упреков в адрес "частных российских инициатив". Разве не наводит этот факт на тревожные мысли?

И ладно бы только молчание Кремля. Но на этом фоне в открытый доступ начали попадать официальные документы, подтверждающие то, о чем “Акцент” писал в последнее время, опираясь на информацию собственных источников: “президенту” Бжания во время последнего визита в Москву уже в открытую предъявили ряд требований, обязательных к исполнению, причем в строго указанные сроки. И в случае отказа его власти грозят “внутриполитические катаклизмы» - видимо те самые, которые позже в своем интервью упомянул и г-н Затулин.

Эти "предложения" Российского МИДа в виде "пакета документов к проекту программы формирования общего социального и экономического пространства на основе гармонизации законодательств Абхазии и России", как выяснилось, уже находятся в распоряжении депутатов абхазского "парламента". И "гармонизировать" все это будет, конечно же, Абхазия. Ей оказывается, в своих законах "необходимо" срочно предусмотреть то, чему абхазы противились долгие годы. Например, право иностранцам приватизировать в Абхазии недвижимость (и тут имеются в виду, в том числе, и упомянутые Затулиным санатории, гостиницы и Новоафонский монастырь, которые, по его словам, строила Россия, а значит, ей они и полагаются), а также энергетику, иноагентов и многое другое.

Появившийся примерно в то же время в соцсети и абхазских Telegram-каналах еще один документ позволяет предполагать, что эти “предложения” Кремль ставил перед “властями” Абхазии еще до последнего визита Аслана Бжания в Москву. По нему можно судить и о том, какова была на тот момент позиция Сухуми по данному вопросу. Речь идет о подписанном “премьер-министром” Александром Анквабом еще 23 июля 2020 года письме, адресованном начальнику управления президента РФ по приграничному сотрудничеству Алексею Филатову.

В документе говорится, что абхазская сторона рассмотрела проект «Совместного плана по гармонизации законодательства Республики Абхазия и Российской Федерации в целях развития общего социального и экономического пространства». При этом Анкваб пишет, что «дополнительных согласований требуют некоторые из мероприятий этого плана» (о привлечении иностранных инвестиций в модернизацию абхазской электроэнергетической системы; о разработке законодательства по гражданскому обороту недвижимости; о приведении абхазского законодательства в соответствие с законодательством РФ – по деятельности некоммерческих организаций и иностранных агентов). Сухуми тогда предлагал российской стороне скорректировать сроки исполнения некоторых мероприятий плана.

Вот после этого был последний визит Аслана Бжания в Москву, а затем – и интервью Затулина со всеми его “прелестями”.

И тут необходимо еще раз отмотать время на несколько месяцев назад. Проект «гармонизации», о котором мы говорим, поступил в Абхазию еще в конце прошлого года – и через месяц сменилась “власть”. Видимо, именно на это “дружески” намекал г-н Затулин, поясняя, почему время для “перемен” пришло именно сейчас, называя в данном контексте нового “президента” Аслана Бжания «неглупым» и “понимающим, что надо снять проблемы, до сих пор тормозящие развитие Абхазии». А если добавить к этому его же фразу о том, что в противном случае «судьба Абхазии, как государства, будет сложная - все время будут повторяться внутриполитические катаклизмы», то получается фактически та самая прямая угроза, о которой “Акцент” в статье о последнем визите Бжания в Москву недавно и писал.

Сможет ли Сухуми устоять на этот раз – покажет ближайшее будущее. Пока же можно с уверенностью сказать лишь одно: даже при ограниченности всякого рода ресурсов, чтобы дать российским планам отпор, опускать руки нельзя. Выход есть практически всегда. И сейчас самое время его найти.

Екатерина Цанава

Материал подготовлен в рамках совместного проекта информационного агентства "Акцент" и непрвительственной организации GRASS, осуществляемого при финансовой поддержке Посольства Чешской Республики в Грузии