logo.png

საქართველოს რეფორმების ასოციაცია

მრავალპროფილური ანალიტიკური ცენტრი საქართველოში

Почему российские военные ведут себя, как хозяева абхазских земель

1024677890.jpg
25 სექტემბერი, 2020
 0

Основной закон государства, высший нормативный правовой акт Республики Абхазия наделяет своих граждан самыми разными правами и свободами. Этот многостраничный документ гарантирует человеку, наряду с равенством перед законом, право на жизнь, свободу, неприкосновенность и многое другое. Например, ст. 16 Конституции Республики Абхазия провозглашает право каждого человека на свободу передвижения и выбора места жительства. Согласно документу, любой гражданин Абхазии беспрепятственно может перемещаться по республике. Но на деле, все диаметрально противоположно закрепленным в Конституции Абхазии порядкам.

Дабы не быть голословной и не вводить в заблуждение читателей, приведу пример. И не один. Несколько лет назад граждане Абхазии впервые столкнулись с запретом на въезд в некоторые села республики. Ограничивали их право беспрепятственного перемещения по территории не кто иной, как российские военные. Замечу, речь не об объектах стратегического значения, а об обычных домах местных жителей, путь к которым и перекрывают военные российского государства.

Въезд в Кодорское ущелье после августа 2008 года контролировался только абхазскими спецслужбами. Там был размещен контрольно-пропускной пункт, который ежегодно модернизировался и спустя пару лет превратился в полноценный блокпост. Попасть на территорию можно было лишь с разрешения Службы Государственной безопасности Абхазии, которая после длительной проверки выдавала въезжающему туда пропуск. Сейчас там стоят российские военные, и попасть на территорию ущелья крайне сложно, а простому человеку и вовсе невозможно. Пропуск по-прежнему выдает СГБ республики, но проверку проводят уже российские специалисты. И именно они решают, кому можно, а кому нельзя проехать на территорию Кодорского заповедника.

Примерно такая же ситуация и в Галском районе. Только там блокпосты похожи на заброшенные остановки, из которых неожиданно появляются люди в камуфлированной форме с автоматами наперевес. Безо всякого объяснения они требуют у всех пассажиров авто и пешеходов паспорта. Если вдруг один из членов семьи забыл дома документ, удостоверяющий личность, ему придется высадиться, так как продолжить путь всем вместе военные не разрешат. А еще они тщательно осматривают автомобиль, поклажу и даже сумки с личными вещами. Выяснить, по какому праву вам чинят препятствие, запрещая перемещаться по территории села, вам не удастся. Слишком станете упорствовать - российские военные вызовут наряд, который увезет вас в неизвестном направлении. Потому чаще всего о происходящем беспределе люди не рассказывают, страшась наказания, которое постигнет их в случае распространения информации.

Похожая ситуация и во многих других районах Абхазии, в которых российские военные ведут себя, как хозяева абхазских земель. Управы на них вы не найдете. И в случае, если вы все-таки решите противостоять их самоуправству, подключив весьма серьезных людей и организации, дабы избежать шумихи вас отпустят. Но ненадолго. Под пристальным вниманием российского ФСБ вы окажетесь в любой точке Абхазии.

«Впервые столкнувшись с военными, которые требовали предъявить паспорт, права, я немного ошалел. Это как же так? Я еду домой к сестре, я гражданин Абхазии и это территория Абхазии, а меня досматривают, как преступника», - рассказал наш собеседник Айнар. По словам мужчины, он никак не мог взять в толк, что же русским военным от него нужно. Все доводы мужчины о незаконности подобных действий не возымели никакого эффекта. «Из-за того, что я не взял с собой паспорт, военные меня не пропустили, развернув обратно в Гагру. Кто дал им право, решать за меня, когда и куда ездить? Теперь мы что, из дома и шагу ступить не сможем без паспорта, у нас военное положение что ли?», - возмущается мужчина.

В отличие от Айнара, местной жительнице Сарии не повезло еще больше. Встречу с российскими военными в районе Цебельды она вспоминает с ужасом. С того дня прошло много лет, но она помнит все, как будто это произошло с ней буквально вчера. Девушка провела 10 часов в камере на одной из близлежащих военных баз, куда ее доставили после того, как она слишком настоятельно требовала пропустить ее домой. Выехав на Сухумский рынок за покупками, она забыла паспорт дома. Возвращаясь назад в свое село, она столкнулась с военными, контролирующими данный район. Многих знала по имени, так как не раз с ними общалась. Но это ей не помогло попасть домой. «Я им целый час объясняла, почему оказалась без паспорта. Но им было наплевать. Они требовали, чтобы я покинула территорию, так как без паспорта пропустить меня домой им оказывается нельзя», - рассказывает девушка. Дома Сарию ждали двое малолетних детей и пожилая бабушка, которая даже при желании в силу возраста принести паспорт ей не смогла бы. «Я предложила оставить все сумки и сходить домой за паспортом, но они не разрешили. Когда я отказалась уходить, а мне ведь некуда было идти, там мой дом, военные скрутили мне руки, повалили на землю и вызвали подкрепление», - вспоминает девушка. Со слов Сарии, все происходившее дальше сложно представить, т.к. такое можно увидеть только в боевиках. «Приехала «таблетка», из которой высыпали военные с оружием. Мне на голову накинули какой-то мешок и закинули в машину. Сняли мешок в комнате, в которой находился лишь стол и стул. В углу стояло ведро, я так поняла, что это типа туалет», - рассказала Сария. Взаперти в этой комнате девушка просидела более 10 часов, после чего ее опять же с мешком на голове привезли в Цебельду. Отпуская пленницу, военные предупредили, чтобы больше без паспорта не попадалась, так как в следующий раз «легко отделаться» у нее не получится.

Пообщавшись с жителями отдаленных сел, вы услышите массу подобных историй. Но официально никаких заявлений они не делали, никуда не обращались за помощью. На вопрос, почему, наши собеседники объясняют, что нет смысла жаловаться. Власти Абхазии ничего не смогут сделать, так как большинство деревень отдано на откуп российским военным, которые местному населению устанавливают собственные правила жизни. «Они здесь хозяева. За нас никто не будет портить с ними отношения, это я поняла давно. Так и живем, пытаясь лишний раз не попадаться на глаза русским. Мало ли что еще нового им придет в голову, ведь в следующий раз они вместо паспорта могут потребовать какой-нибудь другой документ. И если у нас его не будет, прощай дом, дети, родные», - считает Сария.

Свой материал я начала с описания Конституции Абхазии, имеющего высшую юридическую силу на территории все страны. В ней по-прежнему закреплены все права и свободы граждан Абхазии. Но на деле, российские военные имеют больше власти, чем основной документ государства, по которому обязаны жить не только граждане республики, но и представители других государств, пусть и оказывающих Абхазии военную помощь.

Как осмыслить сложившуюся уже довольно давно ситуацию, не приложу ума. Пока мне абсолютно очевидно одно – при попустительстве и негласном одобрении властей, российские военные творят бесчинства на территории Абхазии. Местное население, как может, противостоит этому беспределу. Но их сил явно недостаточно, чтобы приструнить и призвать к порядку военных, расквартированных по всей территории Абхазии.

Государство, которое в первую очередь обязано защищать права своих граждан, должно усмирить военных представителей стратегического партнера, напомнив, что Абхазия суверенное и свободное государство, законам которой они обязаны следовать. Иначе, все это может вылиться в конфликт, от которого больше всего пострадает опять же местное население, условия жизни которого и так с трудом можно назвать человеческими.

Астанда Бганба

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенной республике Абхазия

__________________________________________________________________________________

Мнения, высказанные в публикации, передают взгляды автора и не обязательно отражают позицию редакции