logo.png

საქართველოს რეფორმების ასოციაცია

მრავალპროფილური ანალიტიკური ცენტრი საქართველოში

С наступающим Днем победы, Абхазия, - дай Бог, не последним...

68_VGzZZmP.jpg
29 სექტემბერი, 2020
 0

Через несколько дней в Абхазии будут отмечать самый главный национальный праздник в новейшей истории страны - 27-ую годовщину победы в Отечественной войне 1992-93 г.г. Ежегодно в этот день организовывались массовые гуляния, разного рода мероприятия. Народ ликовал, пел военные патриотические песни.

Безусловно, 30 сентября страна вспоминает и погибших в войне братьев, сестер, друзей, но в этот день эти воспоминания перемешиваются с чувствами благодарности не только за добытую Свободу, но и за возможность народу Абхазии самостоятельно строить свое будущее.

Так было до недавнего времени. В свете происходящих событий (и коронавирус здесь совсем не причем), впервые празднование дня Победы омрачено тяжелыми мыслями о будущем Родины. И войны вроде нет, и враг нам больше не угрожает, но осознание того, что Абхазия может лишиться не только своей идентичности, государственности, но и будущего, как дамоклов меч нависает над каждым жителем Абхазии. Я имею в виду тех, для кого слово Родина носит сокровенный смысл, а не номинальное значение места рождения.

Некоторые скажут, ну что за сгущение красок и нет никакой опасности потери суверенитета! Возможно, за розовыми очками вам именно так и видится. Но на деле, Абхазия на пороге больших перемен, за которыми нас всех поджидает серьезная опасность. И страшно от того, что решение о будущем Родины будет приниматься не нами, а за нас!

27 лет мы строили государство, поднимая его с нуля. Война опустошила Абхазию, обратила в развалины города и села, разрушила промышленные объекты, почти уничтожила не только культурное и историческое наследие, но и привела к гибели тысячи мирных людей. Тяжело было восстанавливать страну после столь масштабного разрушения, но народ не дрогнул, веря в свои, хоть и подорванные войной силы.

Восстановление шло «семимильными шагами» и по сей день ряд районов Абхазии выглядят так, будто война здесь закончилась вчера. Но даже при всей сложности ситуации, блокаде и ряде губительных для пережившего войну государства санкций, народ не сдавался, так как поставил перед собой цель – возродить страну.

Так и жили все прошедшие годы. Цель не изменилась, но достигнуть ее с каждым годом почему-то становилось только тяжелее. Странность в том, что в отличие от первых послевоенных лет, у Абхазии уже открылись границы, ряд стран признали ее как независимое государство, а Россия стала помогать финансово, но ситуация не изменилась. Жить лучше мы не стали. Республика по-прежнему в разрухе, промышленности, как и экономики - нет, жизнь дорожает, а население наоборот – нищает с каждым днем. И ко всем свалившимся на голову жителей проблемам прибавилась еще одна – самая главная.

Впервые в этом году российская сторона в ультимативной форме потребовала от Абхазии, говоря простым языком, распрощаться со своим государством, со своей идентичностью, со своим будущим. Уже на самом высоком уровне Москва говорит о присоединении территории республики к российскому государству. На языке юридическом – это гармонизация законодательства с последующим вхождением в состав Российской Федерации.

Говорить, что эта тема только появилась, нельзя, - российская сторона и ранее не раз пыталась ее вносить в повестку взаимоотношений с Абхазией. Но, как и тогда, так и сейчас, эти вопросы вызывают острую реакцию абхазского общества. «Насколько я знаю, этот процесс начался еще в 2014-2015 годах, и изначально речь шла не о гармонизации законодательства (Абхазии и России), а об унификации – создании единой (общей) нормы права. Возможно, по плану эти вопросы должны были быть решены еще при прежней власти, но так как пришла новая власть, эти темы решили продавить», - уверен политолог Тенгиз Джопуа. По его словам, с точки зрения национальной безопасности, сохранения абхазского этноса, решение этих вопросов недопустимо для Абхазии.

«От традиции, когда одно государство существует за счет прямых вливаний другого государства необходимо уходить, так как это не нужно ни абхазскому, ни российскому обществу. Может какое-то время это и можно объяснять геополитикой и какими-то стратегическими интересами, но постоянно такое практиковаться не может. Это надоест и российскому обществу и российскому руководству, да и нам такое ущербное состояние должно претить», - считает бывший глава администрации президента, историк, политолог Астамур Тания. По его мнению, уже абсолютно очевидна необходимость диверсификации экономики и модели существования абхазского общества. «Мы должны объяснить нашим российским партнерам, с которыми у нас заключен не случайный договор о союзничестве и стратегическом партнерстве, что принять такие решения мы не можем, потому что у нас есть программа развития. Но для начала сообща, всей страной эту программу мы должны принять», - считает Астамур Тания.

То, что Абхазия ни стратегически, ни геополитически не угроза России, понимают все. Но по каким-то, одним им ведомым причинам российские элиты решили, как бы смешно это не звучало, поглотить абхазское государство, превратив его в еще одну российскую глубинку. И это мое утверждение подтверждается множеством доказательств. Взять хотя бы заявление председателя политической партии «За правду» Захара Прилепина, многочисленные высказывания депутата Государственной Думы Константина Затулина, документы, поступившие из Москвы в администрацию президента Абхазии.

Одно из последних доказательств - прошедшая недавно на площадке Медиагруппы «Патриот» и Федерального агентства новостей России пресс-конференция с названием «Станут ли Абхазия и Южная Осетия частью России?». В рамках встречи политики и эксперты обсудили, что изменилось в Абхазии и Южной Осетии за 12 лет после признания их государственного статуса? К чему стремятся в республиках — строить независимое государство, или стать частью Российской Федерации? Как наладить диалог с Грузией, возможны ли добрососедские отношения? Депутат парламента Южной Осетии Давид Санакоев, президент Фонда содействия развитию Республики Абхазия Виталий Лабахуа, сопредседатель Российского политологического общества, профессор Станислав Еремеев, вице-президент Международного фонда «Апсны» Максим Гвинджия и депутат Госдумы Евгений Федоров высказывали свое мнение по этим актуальным вопросам. Все подробности встречи описывать не буду, лишь заострю внимание на ряде высказываний российских политиков и экспертов. По мнению профессора Станислава Еремеева, от независимости Абхазия и Южная Осетия только проиграли. И этот факт необходимо признать. «Россия всегда была сильна собиранием земель вокруг себя… Это надо воспринимать как данность», - отметил Еремеев. «Самый успешный проект — Россия — станет примером для соседних государств, будь то Грузия или Прибалтика. Выиграли ли они [от независимости]? Нет, проиграли. Давайте признаем, чтобы жить хорошо, нужно жить вместе с семьей», — уверен Еремеев.

В свою очередь, экс-министр иностранных дел Максим Гвинджия рассказал участникам пресс-конференции, что с Грузией у Абхазии отношения все-таки есть: и в рамках женевского процесса, и в форме народной дипломатии. Проблемы в нормальном взаимодействии возникают лишь из-за популизма, который является основой политики Тбилиси. «Но время берет свое. Мы должны находить пути взаимопонимания с Грузией», — считает Гвинджия.

Эти высказывания российским политикам явно пришлись не по вкусу, и они один за другим стали убеждать представителей Абхазии в необходимости объединения с российским государством. В частности депутат Госдумы Евгений Федоров привел крайне странный аргумент, который, на его взгляд, и должен стать решающим фактором в принятии решения о присоединении к России. По его мнению, «все территории, которые в свое время входили в состав СССР, снова должны объединиться в одно государство». «Нам нужно двигаться к восстановлению наших границ 1945 года. Абхазия и Осетия входили в состав СССР, они могут войти в состав российско-белорусского союза. Понятие русский — изначально многонационально. К этому надо вернуться. Это должно быть нормой: если ты любишь Россию и говоришь по-русски, то ты - русский», - подчеркнул Евгений Федоров.

Как бы нам не хотелось, вопрос вхождения Абхазии в состав России уже обсуждается не кулуарно, а вполне себе открыто. Да, об этом еще не сказали первые лица российского государства, но и так понятно, что без их команды обсуждать данный вопрос никто не стал бы.

Через два дня Абхазия будет отмечать День Победы, чествовать ветеранов, принесших абхазскому народу Свободу в кровопролитной войне. Мне очень хочется надеяться, что таких праздников моя Родина увидит еще очень много в статусе Свободного Независимого Государства. Но надежды на это у жителей республики уже почти не осталось. Как мы сможем противостоять России, задумавшей погубить нашу страну, отнять у нас самое ценное – сложно даже представить. Единственное, что я знаю точно, это то, что прятать голову в песок, отрицая очевидное, нам не удастся. У Абхазии, возможно, остался один шанс из ста на то, чтобы переломить ситуацию и для этого нам придется поведать всему миру о творимом Россией беспределе.

С наступающим праздником, Абхазия! Дай Бог, чтобы этот День Победы для нас не стал последним. Так как обратный отсчет Независимости Абхазии уже начался!

Астанда Бганба

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенной республике Абхазия

__________________________________________________________________________________

Мнения, высказанные в публикации, передают взгляды автора и не обязательно отражают позицию редакции