logo.png

საქართველოს რეფორმების ასოციაცია

მრავალპროფილური ანალიტიკური ცენტრი საქართველოში

Бебуа раздора

60294ba6591168f70b2212932464d6e5.jpg
10 ოქტომბერი, 2020
 0

В абхазском обществе не утихают страсти вокруг сразу двух событий, связанных с 27-й годовщиной “Победы и независимости”. Общественность продолжает негодовать в связи с попыткой поджога абхазского флага, а также принятием “парламентом” постановления об амнистии широкого круга лиц, в том числе – осужденных за тяжкие преступления.

Изданное “парламентом” 24 сентября постановление, взбудоражевшее общество, вызвало полемику и среди властных структур. Противники указывают на то, что это не было согласовано с другими “государственными” ведомствами и что в и без того сложной обстановке амнистия чревата самыми тяжелыми последствиями. А инициаторы и сторонники недоумевают: ведь это девятый по счету акт амнистии за всю историю послевоенной Абхазии, но никогда прежде они не вызывали такой критики.

Что касается произошедшего 30 сентября – непосредственно в день празднования годовщины неприятного инцидента, во время которого 27-летний житель Гальского района Ираклий (Ника) Бебуа попытался поджечь в центре Гали абхазский флаг, то тут абхазская общественность разделилась надвое в связи с методами наказания. В соцсетях идут споры, линчевать его надо, или судить по закону. И поддерживающих идею линчевания явно больше. Они не устают предлагать самые изошренные методы расправы, включая такие, как “одеть на голову покрышку и сжечь заживо”, или “посадить на кол”, или “как в Иране, подвесить на центральной площади вниз головой”...

Все это, конечно же, никак не вписывается в декларированное Абхазией стремление стать широко признанным мировым сообществом государством, уважающим права и свободы человека, в том числе – свободу мысли и самовыражения. Ведь в развитых демократических странах сожжение флага хотя и вызывает не менее негативную реакцию, но признано формой выражения протеста.

То, что в абхазском обществе нашлись граждане, осознающие это, бесспорно хороший знак. Как и представители лагеря “линчевателей”, они не приемлют содеянное Никой Бебуа и возмущены до предела, однако призывают сограждан, подумать об имидже абхазского общества, а исходя из этого – и “перспективах государства”.

Плохо то, что мыслящие подобным образом все еще в меньшинстве. Как были в меньшинстве 4 года назад, после прилюдного убийства Гиги Отхозория, когда большая часть абхазских пользователей соцсетей пыталась оправдать содеянное Рашидом Канджи-оглы… А ведь по реакции цивилизованной части мирового сообщества, от которой Абхазия ждет признания, уже давно можно было понять, что если нарушен закон, то не имеет абсолютно никакого значения, против “врага” это было содеяно или против “друга”, какой национальности была жертва, какой – нарушивший закон, - виновный должен понести наказание.

Хорошо бы понять это и тем, кто сегодня ругает абхазских правоохранителей, оперативно задержавших Нику Бебуа и изолировавших его от “линчевателей”. Как раз они сделали все правильно, тем самым позаботившись и об имидже и перспективах Абхазии.

Но опасность все же сохраняется: ведь в тюрьме, где окажется осужденный Бебуа, “линчевателей” среди заключенных тоже немало. Поэтому и опасаются родные за его жизнь и здоровье. Поэтому и хотели бы добиться перевоза Бебуа на территорию, подконтрольную Тбилиси, при этом совершенно не оправдывая содеянное им и прекрасно осознавая, что за такой шаг его никто бы в Абхазии “по голове не погладил”. «Главное, чтобы его не убили, – заявил ТВ «Пирвели» дядя Ники Бебуа. – В их [абхазов] глазах он преступник... Когда в день независимости человек сжигает твой флаг, конечно, его задержат и осудят. Главное, чтобы с ним не расправились физически и его жизнь не встала под угрозу».

И надо сказать, что содеянное Бебуа не понравилось в Тбилиси очень многим. Конечно, как и в Абхазии, здесь тоже есть свои “дальновидные мудрецы”, окрестившие его “героем”. Но большая часть грузинского сегмента пользователей соцсетей была явно недовольна его шагом и выражала недоумение по поводу того, как сам Бебуа все это объяснил, заявив, что это - ради “дружбы”. Ведь каждому нормальному человеку понятно, что сложно будет дружить с тем, чей флаг демонстративно сжигаешь, - даже если бы это было сделано в любой другой день, а не в день празднования “победы и независимости”. И конечно же, это помешало взаимопониманию сторон.

"Неизвестно, кто и для каких целей надоумил его [Бебуа] демонстративно сжечь флаг именно в этот день. Либо он просто сумасшедший, либо кому-то очень нужно было, чтобы мы его повесили вниз головой на площади. Возможно, это чья-то провокация, возможно, часть какого-то плана, где после Карабаха должна быть Абхазия" – пишет по этому поводу абхазский политик Тенгиз Джопуа.

"Интересно, что после этого [содеянного Никой Бебуа] скажут те “гении”, которые в последнее время слезно говорили о “необходимости” налаживания сотрудничества с Грузией?" - вопрошает другой абхазский интернет-пользователь.

Усилив антигрузинские настроения, деяние Ники Бебуа, желал он того или нет, вернуло абхазскую общественность и к полемике о статусе граждан Грузии, проживающих в Абхазии. Пользователи соцсетей пишут, что они - «пятая колонна», “проводники политики Грузии” и что это “серьезный вызов для национальной безопасности Абхазии”.

В свете этого шаг Бебуа никак не мог входить в интересы ни официального Тбилиси, ни тех сил в Абхазии, которые на фоне явно ухудшившегося отношения России прилагали в последнее время немалые усилия для налаживания сотрудничества с Тбилиси. И версия “линчевателей” о том, что Бебуа “действовал с подачи грузинских спецслужб”, выглядит далекой от элементарной логики. Если уж вообще говорить о каких-либо заговорах и намеренных провокациях, то случившееся на руку как раз тем, кто против сближения Сухуми и Тбилиси и с удовольствием закинул бы в этот “огород” очередной камень после недавней шумихи вокруг организованного российскими чиновниками “тайного” визита в Абхазию представителей пророссийского “Альянса патриотов Грузии”.

Именно для противников сближения Сухуми и Тбилиси явилось бы “лакомым кусочком” линчевание Бебуа, или даже чрезмерно строгий приговор. И в Абхазии есть люди, понимающие это.

«Если бы этот придурок попался моим боевым друзьям, то мы бы дали ему пендель и отпустили» - пишет в соцсети один из абхазских ветеранов. Схожее мнение высказал и абхазский политик Тенгиз Джопуа: «[…] В любом случае, этого идиота нужно вернуть им [грузинам] живым. Мы с одинокими умалишенными и гастролерами-клоунами не воюем [...]».

Но отпускать водворенного в ИВС Бебуа, в отношении которого применено пока административное взыскание (арест сроком на 30 суток) , видимо, пока никто не собирается. Более того, к двум его первоначальным обвинениям (“надругательство над Государственным гербом или Государственным флагом РА” и “Умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах") может добавиться третье - “хранение боеприпасов”.

Тбилиси, в свою очередь, пытается добиться освобождения задержанного. Грузинские власти проинформировали о происшедшем международных партнеров и сопредседателей Женевских дискуссий. И в позиции Тбилиси ничего удивительного нет. Вне зависимости от того, приемлем ли шаг Ники Бебуа для грузинской стороны с моральной точки зрения, любое уважающее себя государство должно и будет защищать права своих граждан, опираясь на закон.

И в этом контексте можно припомнить ситуацию с “советником президента” Абхазии Ахрой Авидзба, арестованным несколько дней назад Россией за инцидент, произошедший два месяца назад. Тогда Авидзба, которого не выпускали из России за задолженность перед госбюджетом, протаранил “госграницу” на своем бронированном джипе. Ни один нормальный человек такому хлопать не будет, и не хлопал, но абхазская сторона все же попыталась защитить своего “гражданина” – правда, пока безрезультатно… Да, ситуации не одинаковые: Абхазия российские законы признает, а Грузия абхазские – нет. Да и протаранить “госграницу” и сжечь флаг – явно не одно и то же. Тем лучше должна понять абхазская общественность позицию грузинской стороны, защищающей сегодня права и интересы Ники Бебуа.

А еще можно вспомнить то, с чего этот материал начинался – амнистию широкого круга заключенных, в том числе – осужденных за тяжкие преступления. Прекрасно понимаю, насколько оскорбителен был поступок Ники Бебуа для абхазов с моральной точки зрения, но с точки зрения закона, содеянное им тяжким преступлением назвать никак нельзя. И если уж можно рассматривать возможность освобождения рецидивистов, то наверное, можно было бы подумать и о снисхождении к Бебуа.

Учитывая изменение отношения России к Абхазии (о чем “Акцент” писал не раз, да и в самой Абхазии за последние месяцы заметил уже практически каждый), необходимость безотлагательного начала налаживания сотрудничества с Тбилиси встала в повестку дня гораздо четче. И снисхождение к Нике Бебуа, возможно, могло бы послужить хоть и маленьким, но полезным шажком на этом пути.

Екатерина Цанава

______________________________________________________________________________________

Материал подготовлен в рамках совместного проекта информационного агентства "Акцент" и неправительственной организации GRASS, осуществляемого при финансовой поддержке Посольства Чешской Республики в Грузии