logo.png

საქართველოს რეფორმების ასოციაცია

მრავალპროფილური ანალიტიკური ცენტრი საქართველოში

Как Россия затягивает петлю на шее Абхазии, пытающейся выжить в противостоянии с COVID-19

280f0ab2a65b554fa27b23e1f47c0.jpeg
23 ოქტომბერი, 2020
 0

Если вы спросите, как живет Абхазия, то боюсь, даже самые лучшие эксперты однозначного ответа дать не смогут. И тут дело совсем не в том, что они не знают всех нюансов бытия жителей Абхазии, а в том, что сейчас ситуация настолько сложная, что не поддается не только объяснению, но и прогнозам.

Первая и главная беда нынешней Абхазии – коронавирус. Эта болезнь, погубившая множество жизней по всему миру, в Абхазии вскрыла ряд важных и ранее не так заметных проблем. Система здравоохранения, подписывавшая десятки договоров и соглашений со стратегическим партнером Россией, рапортовавшая о строительстве новых медицинских объектов, улучшающейся инфраструктуре, в период пандемии не то, что опростоволосилась, а опозорилась на весь мир, продемонстрировав неспособность выполнять свою главную задачу.

Чтобы не выглядеть голословной, приведу ряд примеров. Когда коронавирус бушевал по миру, Абхазия обошлась, что называется, малой кровью – заразилось три человека, один из которых в силу возраста и сопутствующих заболеваний погиб. Медикам тогда не только удалось локализовать очаг заболевания, но и усмирить граждан, вынудив их сидеть дома. Понятно, что не в полной мере все запреты исполнялись, и тем не менее – эпидемиологическая ситуация была взята под контроль. Государство получило передышку в несколько месяцев для того, чтобы не только привести хоть в какое-то соответствие систему здравоохранения, но и подготовиться к тяжелой борьбе с короновирусной инфекцией. Оперативно подготовили ковидный госпиталь на базе Гудаутской ЦРБ, стянув туда все имевшиеся в резерве силы и средства, и на случай большого потока инфицированных договорились с Россией об оказании незамедлительной, экстренной помощи. Для граждан Абхазии так это озвучивали оперативный и координационный штабы по борьбе с коронавирусной инфекцией, которые, к слову сказать, по-быстрому были созданы.

Вот только на деле все оказалось далеко не так радужно. Выяснилось, что в Гудаутский госпиталь свезли десятки сетчатых железных кроватей выпуска 1976 года, которые пылились в районных больницах. Реанимационное отделение инфекционного блока ковидного центра заполнили старенькими аппаратами ИВЛ, которые тоже собирали по всей республике.

Минул месяц, второй, и население, уставшее от постоянного сидения в запертых домах, стало бунтовать. Ну как же им жить без свадеб, похорон, поездок на сочинские аттракционы, походов в театр и на концерты?!

Власть, вместо усиления запретительных мер, не только смягчила карантин, но и отменила температурный контроль для въезжающих в Абхазию российских туристов. Сейчас уже доподлинно никто не скажет, как именно в Абхазию пробрался коронавирус, но тот факт, что вспышка началась после открытия границы с Россией – неоспорим.

Сначала заболела пара-тройка человек, чуть позже их количество стало увеличиваться и население Абхазии забеспокоилось. Когда статистика инфицированных стала зашкаливать, появились разговоры о том, что Россия всячески блокирует завоз в Абхазию медицинских препаратов и медизделий через госграницу. А в Гудаутский ковидный госпиталь тайком стали свозить оставшиеся в районных больницах кровати. Лекарства, как и тест-системы, на исходе, Россия вместо помощи блокирует любые попытки Абхазии заполучить медоборудование, деньги в государственной казне тают на глазах. За декларированием помощи и поддержки от стратегического партнера, большого друга и соседа России – реальных действий крайне мало. Масштабный кризис, о котором говорили еще в конце прошлого 2019 года, превратился в настоящий коллапс.

«Когда заболела сестра моей жены, я стал просить врачей вывезти ее в Краснодарскую краевую больницу. Они мне сказали, что это невозможно, потому что места там есть только для своих. Сами врачи мне посоветовали вывезти родственницу в Грузию, потому как только там больных из Абхазии принимают на лечение», - рассказал наш собеседник Тимур.

Статистику вывезенных на лечение в грузинские клиники больных Минздрав Абхазии не ведет. Но по неофициальным данным, на середину октября их число превысило 300 человек.

Тем временем в республике ежедневно фиксируется антирекорд количества инфицированных COVID-19. 20 октября – 133 человека, 21 октября – 136. 22 октября – 144. Общее число выявленных заболевших в Абхазии составляет 3450 человек. Выздоровели 1294. летальных случаев - 33.

В Гудаутском ковидном госпитале находятся на стационарном лечении 150 человек. Из них 30 пациентов - в тяжелом состоянии, 76 – средней степени тяжести. Остальные под дистанционным наблюдением докторов лечатся на дому.

В республике происходит доселе невиданная неразбериха. И вот почему. Пройти тест на определение коронавирусной инфекции удается лишь малой части населения. Результатов исследований приходится ждать по 10-15 дней. Иногда и дольше. Обследование на компьютерном томографе - и вовсе не позволительная роскошь, так как в Абхазии функционирует один единственный аппарат. И оно не бесплатное - средняя стоимость варьирует в пределах 2 тысяч рублей.

Снять рентген легких без наличия отрицательного ответа теста на коронавирус, ни платно, ни бесплатно невозможно - даже в случае, если у человека подозревают какие-то изменения в работе легких. А там, где инфицированные люди могут пройти рентгенографию, нет специалистов, которые могут их расшифровать. Сами рентгеновские снимки на руки не выдаются, из-за чего население лишено возможности обращаться за консультацией к врачам за пределами Абхазии.

Медикам приходится, что называется, на ощупь назначать лечение. И оно довольно серьезно разнится с протоколом, утвержденным Всемирной организацией здравоохранения.

«Я не верю в заговоры. Вернее не верил в них до сих пор, но то, что происходит в Абхазии, иначе как заговор назвать нельзя. Оборудования нет потому, что Россия не дает его закупить. Лекарств нет потому, что Россия не дает их завозить. Вот и получается, что используя ситуацию с коронавирусом, нас хотят уничтожить. Разве не так?», - говорит наш собеседник Григорий. По его словам, вся помощь, о которой так много говорят, оказывается Абхазии всем миром, но не Россией и это вызывает у жителей республики огромное возмущение.

Другой наш собеседник - Заур и вовсе считает все происходящее закономерностью, к которой Абхазия шла последние 5-6 лет. «Ради кресел и денег наша власть еще в 2014 году отдала Абхазию на откуп России, и теперь русские зачищают территорию от всего лишнего», - уверен Заур. По словам мужчины, сама помощь выглядит смешно, так как чаще всего в Абхазию «посылают третьесортных студентов-медиков или неугодных врачей», которым у себя не могут найти применение. «А военный госпиталь, который развернули опять же якобы в помощь абхазам, неужели кто-то верит в эту чушь? Любой нормальный человек понимает, что под маркой госпиталя в республику завезли сотню военной техники и живой силы. Для чего это делается, надеюсь, не нужно объяснять», - говорит Заур.

Количество наращиваемой в Абхазии военной силы, которая увеличивается в последние несколько месяцев под видом учений, лечений и ещо много разного, вызывает у жителей Абхазии множество вопросов. В такой сложный для республики период помощь должна быть медицинской, финансовой, но никак не военной, считают наши собеседники. И она есть только со стороны Грузии, которая изо дня в день принимает в своих клиниках десятки пациентов из Абхазии.

А что коронавирус? Инфекция продолжает наступать. Лекарств оставалось лишь на пару месяцев, но учитывая бешеный темп роста заболеваемости, можо считать, что они — на исходе. Закупать новые не на что, финансы в республике уже давно не поют даже романсов. Врачей, способных лечить население, не хватает. Голод не за горами.

Очень удачно Россия выбрала время для решения всех поставленных ею политических задач. Пока Абхазия пытается выжить в противостоянии с коронавирусной инфекцией, сосед, друг и стратегический партнер затягивает петлю на ее шее. И еще неизвестно, какую битву республика проиграет первой.

Астанда Бганба

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенной республике Абхазия

_____________________________________________________________________________

Мнения, высказанные в публикации, передают взгляды автора и не обязательно отражают позицию редакции