logo.png

საქართველოს რეფორმების ასოციაცია

მრავალპროფილური ანალიტიკური ცენტრი საქართველოში

Новая российско-абхазская реальность: Карабахская война окончена – бойся мира?

986ef851-903e-47d1-8218-33a07244447b_w1023_r1_s_SQmr71Y.jpg
24 ნოემბერი, 2020
 0

На днях, на пресс-конференции по итогам встречи с президентом России Владимиром Путиным “президент” Абхазии Аслан Бжания сообщил соотечественникам, что события в Карабахе «очень многое изменили и изменят». С этим трудно не согласиться: с момента подписания 10 ноября трехстороннего (Азербайджан, Армения, Россия) договора о прекращении войны прошло всего несколько дней - а на Южном Кавказе все уже иначе. Если судить по целому ряду заявлений как российских, так теперь уже и абхазских официальных лиц, Абхазия тут исключением не станет и известная мудрость “война окончена – бойся мира” становится для нее крайне актуальной.

Запугивать, сеять панику, вгонять в депрессию или вызывать агрессию по отношению к кому-либо совершенно не входит в мои интересы, да и с моральной точки зрения это было бы непростительным по отношению к жителям Абхазии, находящимся и так в непростом положении. Ведь прекращение российской финанасовой помощи, закрытие “границы”, долгая медицинская блокада в разгар пандемии со стороны “стратегического партнера”, как и многое другое, о чем наши абхазские читатели знают лучше нас – более чем достаточное основание для кризиса и пессимизма. Вот только взбодрить их, к сожалению, нечем - новая реальность, судя по всему, не сулит Абхазии ничего хорошего.

И опасность тут исходит вовсе не с той стороны, на которую населению Абхазии указывает Москва: Тбилиси, который и до сих пор выступал с различными мирными инициативами и ни на кого нападать не собирался, в данный момент занят пандемией, да еще и парламентскими выборами, а параллельно пытается осмыслить, что для него изменила 44-дневная вторая Карабахская война, чего ждать в этой новой реальности и как бороться с новыми вызовами, чтобы защитить себя и свои интересы.

Ну, а говоря о новой реальности, я имею в виду, в первую очередь, то, что благодаря “великой победе в Карабахской войне России и лично президента Путина” (в чем с момента окончания боевых действий всех нас из последних сил пытается убедить российская пропаганда), впервые за 224 года (с 1796-го, когда Россия активно стала вмешиваться в дела Южного Кавказа и посылать в регион войска) российский правитель согласился на появление в Закавказье такого игрока, как Турция (это было обговорено президентами Путиным и Алиевым перед подписанием трехстороннего соглашения о мире, и хотя впоследствии Сергей Лавров, Мария Захарова и другие представители Москвы всячески пытались вуалировать этот факт, сам Путин договоренности о совместной российско-турецкой миротворческой миссии не отрицал ни разу, да и не смог бы отрицать, учитывая распространенную азербайджанской стороной видеозапись той беседы).

В итоге, теперь на Южном Кавказе пересекаются (в некоторых вопросах совпадающие, а в некоторых – противоположные) интересы двух крупных игроков – России и Турции. И как полагают многие эксперты, это в той или иной степени может сказаться, в том числе, и на Абхазии.

Учитывая, что свои рычаги давления на Сухуми имеет и Турция (это и абхазская диаспора Турции, и то, что Турция является вторым после России экономическим партнером для Сухуми), Кремль, видимо, решил играть на опережение - и все то, что до последнего времени звучало из Москвы в виде частных идей малоизвестных политиков, различных маргиналов, а позже намеков уже официальных лиц, теперь начало форсированно проталкиваться уже на официальном уровне: подытоживая 17 ноября на пресс-конференции в Сухуми Сочинскую встречу с президентом Путиным Аслан Бжания сделал целый ряд заявлений, повергших присутствующих журналистов в шок.

Так, не успели улечься в Абхазии страсти вокруг фактического отъема “стратегическим другом” села Аибга, как на итоговой пресс-конференции Бжания прозвучало слово “референдум”! - И это сказано уже не “Акцентом” (постоянно предупреждавшим в своих материалах о надвигающейся опасности и обвиненным за это разными абхазскими горе-“патриотами”, а также многочисленными кремлеквскими “троллями” соцсетей в “грузинской дезинформационной пропаганде”), не экспертами, выражающими личное мнение, не отдельными российскими маргиналами и малоизвестными политиками, а “президентом” Бжания!

Исходя из сказанного им на той пресс-конференции, “стратегическое партнерство” с Россией в краткосрочной перспективе сулит Абхазии следующее (и это – лишь краткий перечень основных пожеланий Москвы, исполнение которых уже потребовано от Сухуми):

1. Снятие запрета на иностранные инвестиции (а реально - приватизацию объектов энергосистемы) в энергетику Абхазии (на пресс-конференции “президент” Бжания заявил, что этот запрет “не позволяет привлекать инвестиции, чтобы восстановить энергообъекты”, что “инвестиции в энергетику необходимы”, что Путин “обещал помочь и выразил желание, чтобы этот вопрос решили раз и навсегда”);

2. Согласие на железнодорожный транзит через Абхазию в Армению (Бжания такую возможность не отверг и заявил, что “транзит возможен при благоприятных условиях, которые зависят от того, как будут развиваться события вокруг Нагорного Карабаха”);

3. Снятие запрета на продажу земли и иной недвижимости иностранцам (то есть россиянам, чему Абхазия годами сопротивлялась из последних сил);

4. Интеграция Абхазии в т.н. союзное государство России и Беларуси («А что такое, по-вашему, создание общего пространства обороны и безопасности? А создание общего социального и экономического пространства? - Это унификация правил. А что означает создание условий для полноценного участия Абхазии в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, реализуемых РФ? Вы, наверное, слышали о том, что очень часто говорят о союзе государств России и Беларуси” – заявил по этому поводу журналистам Аслан Бжания, и видимо пречувствуя бурю, заранее призвал население “ценить и дорожить огромной помощью, оказываемой Россией”).

Говоря обо всем этом, он пояснил, что “есть вопросы, которые будут решаться на уровне правительства, некоторые - на уровне правительства и парламента, а некоторые – населением”, и добавил, что “слава богу, есть такой механизм, как референдум и им можно воспользоваться не только для внутриполитических разбирательств, но и во имя решения более глобальных вопросов».

Во что выльется все вышеперечисленное для Абхазии в конечном итоге – думаю, объяснять надобности нет, по крайней мере – большей части наших читателей. Ну, а на случай, если кто-то в Абхазии “посмеет” высказать несогласие, у “стратегического партнера” достаточно сил на месте, чтобы превратить это несогласие не только в согласие, но и в “нижайшую просьбу самих абхазских граждан”.

Пока же Кремль пытается добиться своего “мирным методом” - дезинформационной пропагандой Руководит ею “посольство” РФ в Абхазии, а осуществляют различные российские организации, сотрудники которых начали распространять среди населения самые настоящие прокламации. Авторы текста утверждают, что Карабахская война, вернее ее итоги якобы побудили Тбилиси “осуществить свои реваншистские планы и теперь надо ожидать с грузинской стороны новой агрессии”. Одновременно авторы прокламаций запугивают население тем, что в России якобы готовится государственный переворот, причем к власти придут почему-то коммунисты и на следующий же день присоединят Абхазию к Адлеровскому району Краснодарского края РФ, причем “безо всякого статуса”. А потому, заверяют они, Абхазии “необходимо срочно войти в состав РФ самой – ведь в таком случае будет возможным сохранить за собой хоть какой-нибудь статус”.

Тем временем в Армении (которой союзничество с Россией принесло сокрушительное поражение в войне - со всеми вытекающими из него драматическими последствиями), как и в Карабахе, желание иметь дело с Россией у многих пропало навсегда. Ведь 1) хваленое российское вооружение (в том числе противовоздушные системы, те же нашумевшие C-300, «Тор», «ОСА-Ак» и др.), закупленное Арменией у считавшейся ее партнером России, оказалось абсолютно неэффективными в бою и было полностью уничтожено приобретенными Азербайджаном у Турции и Израиля современными беспилотниками (это не мои оценки – это факт, признанный и экспертами, и премьер-министром Армении Николом Пашиняном, отчитавшимся на днях перед депутатами армянского парламента); 2) военная подготовка, как и стратегическое и тактическое видение, которому армянские военные обучались по российским схемам, в российских военных училищах, так же оказались абсолютно непригодными и потерпели полный крах; 3) оценив то, как повел себя “союзник” как до, так во время, да и после второй Карабахской войны, многие в Армении взглянули на Россию и “партнерство” в понимании Кремля совсем иным взглядом.

Так какие уроки стоит извлечь Абхазии из ситуации в Нагорном Карабахе? “Президент” Бжания после встречи с Путиным заявляет, что “во имя обеспечения интересов народа Абхазии необходимо укреплять союзнические отношения с РФ». Какое количество жителей Абхазии разделит это мнение – решать самому населению.

Екатерина Цанава

________________________________________________________________________________

Материал подготовлен в рамках совместного проекта информационного агентства "Акцент" и неправительственной организации GRASS, осуществляемого при финансовой поддержке Посольства Чешской Республики в Грузии