В Абхазии коронавирус разыгрался не на шутку. Ситуацию можно назвать критической, так как одномоментно в республике болеет около 2,5 тысячи человек. От страшного вируса уже погибло 254 человека и, по словам медиков, это еще не предел. Все ковидные центры переполнены, свободных коек в реанимациях и инфекционных отделениях давно нет. Ситуация требует незамедлительного вмешательства и увеличения койко-мест, однако в нынешних условиях о таком Абхазии мечтать не приходится. А все потому, что в республике острая нехватка медперсонала.
«Необходимое количество медиков есть, но не все они могут работать в таком режиме и условиях. Людям тяжело, и не все выдерживают. Кто может, работает и просто падает с ног, а кто раньше не работал по каким-то своим причинам, их никак не затащишь в «красную» зону», - говорит заместитель главного врача Гудаутского ковидного госпиталя Ангелина Отырба.
Статистика оперативного штаба по защите населения Абхазии от коронавирусной инфекции приводит ужасающие данные. Ежедневно тестирование проходят свыше 500 человек, наличие вируса подтверждается почти у половины из них. Во всех районах республики фиксируется огромный скачок заболеваемости, причем у заболевших диагностированы помимо основного китайского, британский и индийский штаммы коронавируса. Тяжело стали болеть и дети.
Что до лечения, то и тут проблем у Абхазии больше прежнего. Государство из последних сил старается обеспечить необходимыми препаратами больницы, но в последнее время все чаще обнаруживается острая нехватка дорогостоящих медикаментов. В Абхазии их негде приобрести еще с прошлого года. В дефектуре они и в России. Руководство республики, изыскивая последние возможности, старательно ищет места, где можно приобрести хоть какое-то количество дефицитных лекарств. Но в последние месяцы все поиски безуспешны. Медикам приходится лечить коронавирус, что называется, дедовским способом, используя имеющиеся в наличии антибиотики и антикоагулянты.
«Вся моя семья очень тяжело переболела коронавирусом. За неделю мы все оказались в ковидном отделении. От смерти членов моей семьи отделял один шаг, но каким-то чудом нам всем удалось уцелеть. Врачи выбиваются из последних сил, делая все возможное, но лечить коронавирус одним желанием невозможно. Нужны современные лекарства, которых нет. Ни бесплатно, ни за деньги. Вот и выживаем, как можем», - рассказала наша собеседница Регина.
По словам женщины, такое положение почти во всех ковидных отделениях по всей стране. «Представьте себе, что у врачей нет в достаточном количестве масок, перчаток, спецкостюмов и они вынуждены часами находиться в красной зоне, так как, выйдя оттуда им нечего будет надеть, чтобы снова вернуться к больным. Это ужасно и бесчеловечно», - констатирует Регина.
С мая месяца в Абхазии началась компания вакцинации от коронавируса российским препаратом Sputnik V. Как государство не старалось привлечь внимание к этому процессу, в первые недели оказалось мало желающих ставить малоизвестную прививку. Причина, по словам наших собеседников, в том, что информации о целебных свойствах Sputnik V очень мало, а доступа к препаратам других производителей в Абхазии нет.
«Чем больше хвалят российскую вакцину, тем меньше она вызывает у меня доверие. Почему нам - жителям Абхазии, не дают возможность выбора? Говорят, все существующие вакцины не прошли необходимые стадии клинических исследований, но все же многие компании зарекомендовали себя ранее и мы им доверяем. Так почему нас вынуждают прививаться только Спутником, когда есть еще и другие вакцины?!», - говорит наш собеседник Геннадий.
Несмотря на изначальный молчаливый протест, население республики в страхе перед набирающим обороты вирусом все же пошло в пункты вакцинации, и на данный момент количество привившихся уже перевалило за 5 тысяч человек. Но этой цифры, по словам эпидемиологов, недостаточно для выработки коллективного иммунитета. Это лишь капля в море, которая вряд ли сможет защитить всех жителей Абхазии от вируса. Судя по прогнозам, количество имеющейся в республике вакцины закончится в ближайшие дни. А дальше власти республики снова обратятся к российским коллегам за очередной партией препарата. Но когда его доставят в Абхазию и доставят ли вообще, неизвестно никому.
«6,5 тысяч доз, большая часть которой куплена нашим государством, считайте, уже закончилась. А что делать остальным? Остается только ждать у моря погоды. При этом нам нельзя выезжать в Россию без вакцинации, наши сертификаты там не признают, а значит, для них мы по-прежнему остаемся инфицированы. С этим что-то надо делать», - считает наша собеседница Виолетта.
Действительно, с 1 июля текущего года Россия ужесточила правила нахождения в стране. Отныне без сертификата о вакцинации ни один житель Абхазии не сможет заселиться в гостиницу, попасть на лечение в больницу, да что там гостиницы – без прививки нельзя даже купить еду в магазине. И тот факт, что у вас на руках находится двуязычный (на абхазском и русском языках) сертификат, выданный государственной санитарной службой Абхазии, не является для России аргументом. Все обращения абхазских властей к правительству и Минздраву России признать данные сертификаты, как официальный документ, игнорируются. Вот и получается, вроде как вакцинация дело добровольное, но с принудительным оттенком. Россия вроде как не настаивает на ее необходимости, но в то же время лишает жителей Абхазии возможности свободно перемещаться по своей территории.
«Мы привились не вражеской вакциной, а Спутником, который нам поставила Россия. Но почему-то это для них не является главным фактором. А если бы мы привились Pfizer или AstraZeneca, то нас вообще в России расстреляли бы, получается», - считает наш собеседник Валерий.
По словам мужчины, лишив нас возможности привиться другим препаратом по своему выбору, Россия взяла на себя некие обязательства, и было бы хорошо, если бы они об этом не забывали.
Специалисты уверены, что распространение коронавирусной инфекции сможет остановить вакцинация всего населения Абхазии - не какой-то ее небольшой части, а всех жителей. И пока в ожидании новой партии вакцины абхазское общество будет балансировать на грани выживания, успешных результатов в борьбе с ковидом не будет. Ежедневно будет расти количество инфицированных, а вместе с ним - и число погибших. Тем более, что власти республики отказались практически от всех карантинных мер, не пресекая проведение свадеб на сотни человек, похорон и поминок с участием не меньшего количества людей, проводя различные праздничные и презентационные мероприятия с участием «звезд» российской эстрады, спорта и их родителей. И все эти «танцы на костях» приведут на больничные койки очередные группы тяжелых больных, спасать которых придется еле держащимся на ногах медикам.
Раз для России не имеет значения, каким препаратом привьются жители Абхазии, может руководителям нашего государства стоит подумать и о других вакцинах, достать которые можно во много раз быстрее и дешевле, чем Sputnik V?
Главное – вакцинироваться, чтобы избежать тяжелых последствий для себя, своих родных и близких. И сделать это необходимо в кратчайшие сроки, пока коронавирус не добрался до каждого жителя Абхазии.
Астанда Бганба
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенной Абхазии
____________________________________________________________________________
Материал подготовлен в рамках совместного проекта информационного агентства „Акцент” и неправительственной организации GRASS, осуществляемого при финансовой поддержке Открытого Информационного Партнерства (OIP).